Дерево-столб-крест
Согласно индейским преданиям, в центре мира находится огромная гора, п на ней, как рассказывают индейцы оглала-сну, стоял Черный Олень и обозревал оттуда весь земной крут, священное кольцо, внутри которого жил его парод. Здесь же росло цветущее дерево. Это было замечательное дерево. Вначале оно представляло собой только палочку красного цвета, но она оказалась невероятно живучей и плодоносящей. Палочка превратилась в могучее дерево с бесчисленными побегами, так что под его ветвями могли разместиться все племена человеческие. Это дерево-мир Черный Олень получил в подарок от «дедов четырех сторон света, от Верха п Низа», он воткнул блестящий цветущий отросток так, чтобы четыре табуна лошадей, светившихся четырьмя сияющими цветами, расположились вокруг волшебного побега. И он поднялся вверх, раскинул ветви и превратился в исполинское дерево, непрестанно говорящее своей неумолчной листвой и поющее мириадами населяющих его птиц.
У индейцев омаха существует ритуал, в котором они рубят хлопковое дерево, срывают с него листья п кору п несут в становище. Там двое мужчин раскрашивают дерево чередующимися красными и черными кольцами, что следует понимать как день и ночь, как небо п землю, как покой и развитие. После этого они устапавливатот его в центре становища.
Индейцы хорти отмечали свои ритуалы перед деревом-крестом. Это был крест, увитый листьями, — намек на первородное дерево, которое после жертвы богам чудесным образом украсилось листвой и плодами. Это дерево хорти называют также «благословенным» или «милосердным» столбом, ведь он обладает такой же чудодейственной силой, что и прадерево, — он вызывает дождь, он заставляет растения развиваться, он — символ плодородия природы и женщин. Подобное же дерево жизни мы находим в Мексике. На рисунке мы видим крестовидную сейбу, с ветвей которой свешиваются шесть цветков, по три с каждой стороны. А на самой верхушке дерева сидит птица.
Ирокезы считают, что на твердой, невидимой (она обращена в сторону от них) поверхности земного свода живут онгвс — прообраз всех земных существ. Там, наверху, нет ни солнца ни лупы, но онгвс не живут в темноте — свет им даст «пламенное дерево» и его цветы. «Пламенное дерево» существует не только для онгвс, оно прорастает и в нижний мир могучим вязом или сосной. Па индейских вышивках мы видим это дерево в центре небесного купола. Иногда дерево изображено весьма реалистично, иногда просто намечено как трилистник, но оно всегда делит пополам основание Космоса. С высоты на дерево светит солнце.
На других вышивках можно видеть светящееся небесное дерево, стоящее на дуге горизонта. Иногда в ветвях его запуталось солнце. И наконец, можно увидеть в одном сюжете оба варианта — явное свидетельство того, что онгвс из верхнего мира объединились с людьми из нижнего.
У многих племен на северо-востоке Соединенных Штатов и Канады обращает на себя внимание мотив сдвоенной кривой, оба конца которой загнуты внутрь. Из этой кривой вырастает дерево. Иногда оно помечено просто абстрактной линией, иногда достаточно четко обозначено листьями. Дерево расположено на одинаковом расстоянии от обоих концов кривой.
А вот интерпретация сходного рисунка, данная индейцем племени пеноб-скот-алгонкинов. Это вигвам посредине долины, что лежит между лесистыми холмами. Сверху — солнце, слева и справа — дет, и ночь.