Как и обещал, даю инфу по татуировкам равниных индейцев. Я думаю этого будет вполне достаточно.
____________________________________________________________
Татуирование индейцев Равнин
Автор: Юрий Стукалин
Источник: Стукалин Ю. Энциклопедия военного искусства индейцев Дикого Запада. - Эксмо, Яуза, 2008.
Татуирование не получило широкого распространения среди индейцев Дикого Запада, хотя члены некоторых племен уделяли татуировке большое внимание. Когда пауни впервые встретили вичитов, они подумали, что их глаза похожи на медвежьи. По мнению Данбара, такое впечатление могло сложиться из-за обычая вичитов наносить краской или делать татуировку круга вокруг глаз. Помимо этого, они наносили татуировки на грудь. Вичитов даже называли Татуированными пауни. Среди мужчин соседних с ними тонкавов в первой половине XIX века встречалась татуировка в виде вертикальной линии на лбу от начала роста волос вниз к носу и трех вертикальных линий на подбородке.
Среди кри татуирование было практически всеобщим. Женщины до¬вольствовались одной-двумя линиями, вытатуированными от углов рта к нижней челюсти, а некоторые мужчины покрывали свои тела линиями и фигурами. Позднее, под влиянием белых, кри оставили этот обычай. Татуировки женщин были распространены среди многих племен, в том числе у манданов, хидатсов, равнинных оджибвеев, айовов и кайовов. Первые делали на лбу татуировку маленького круглого пятна, а последние — неболь¬шого синего круга. Многие девушки айовов татуировали на лбу между бровей большую круглую точку, а некоторые — две (одну над другой). Кайовы еше в 1864 году делали такую же татуировку пленницам.
Рудольф Курц в октябре 1851 года писал в своем дневнике, что среди племен верховий р. Миссури каждый из отличившихся в боях воинов «всегда в той или иной мере татуирован — фигуры, линии или точки выкалываются иглой на коже, после чего в них втирается порох или угольная пыль, отчего они приобретают темно-синий цвет». По словам Курца, индейцы никогда не татуировали все тело, а только горло, грудь, руки и голени. На голени наносили изображения больших точек, знаков копыт или наконечников копий. Он особо отмечал, что воины никогда не делали татуировок на спине, поскольку настоящий боец не поворачивается к врагу этой частью тела. Курц оставил несколько великолепных зарисовок татуированных хидатсов и кри. Лоуи видел в 1910 году старика хидатса, у которого была татуирована одна сторона груди. Мэтьюз встречал нескольких стариков хидатсов с вытатуированными параллельно расположенными кольцами на груди, шее и руках. По его словам, татуировок на других местах не было. Но он не видел ни одного мужчины средних лет с татуировками. Мэллери сообщал в 1886 году, что самую примечательную татуировку среди хидатсов на тот момент имел второй вождь племени по имени Худой Волк. Его тело украшали горизонтальные параллельные линии шириной от 0,8 до 1,3 см, которые шли от центра груди по правому боку до позвоночника. Правая рука и правая нога его были украшены такими же кольцами, расположенными на одном расстоянии друг от друга. Худой Волк не смог, а скорее, не стал объяснять значение этих татуировок белокожему исследователю, но на всех пиктографических изображениях своих военных подвигов он всегда рисовал себя с ними. Боуэрс писал, что воин хидатсов, ударивший живого врага, мог нарисовать или сделать на одной стороне груди татуировку двух отпечатков ладоней.
Кроу по имени Рука Вокруг Шеи говорил, что татуировки не свойственны его племени, но вспомнил нескольких воинов, у которых они были на руках. Кертис писал, что видел среди кроу нескольких мужчин, татуировки которых символизировали их магических помощников. Для нанесения татуировки кроу брали четыре -пять игл дикобраза, прокалывали кожу, а затем втирали в наколку рас¬тертый уголь красной ивы или сосны. Манданы иногда делали татуировки, в основном на левой груди и руке — черные параллельные линии и другие
знаки. Вильям Кларк сообщал в 1881 году, что не нашел среди команчей каких-либо свидетельств того, что они когда-либо наносили татуировки на грудь или лицо, но это не так. Ной Смитвик отмечал, что индейцы Техаса, в том числе команчи, так гордились боевыми шрамами, особенно от пуль, что делали вокруг них татуировки. Клинтон Смит сообщал о вытатуированной на груди вождя команчей черной звезде. Он не пояснил ее значение, но, несомненно, звезда была связана с магической силой вождя. Омахи делали на руках татуировки, символизирующие магических помощников. Находясь в лагере омахов, Декост Смит закатал рукава рубашки, оголив часть руки, на которой в молодые годы вытатуировал индейский символ — отпечаток бизоньего следа. Проходящий мимо индеец заметил татуировку и спросил, откуда она у него. Смит объяснил, что сделал ее в молодости ради забавы. «Нельзя делать такие вещи ради забавы», — покачал головой краснокожий. Кларк Висслер писал, что татуирование не имело широкого распростране-ния среди черноногих, но иногда они наносили простые рисунки на лицо и руки, прокалывая кожу иглами и втирая в нее порох.
Эдвин Дениг сообщал в 1854 году, что татуирование широко распространено среди арикаров, хидатсов, мандатов, ассинибойнов и кри — иногда точки на лбу, полосы на щеках и подбородке, кольца на руках и запястьях, а зачастую они татуировали всю грудь до пупка и обе руки. Мужчины покрывали все тело татуировками после победы над своим первым врагом. Ассинибойны брали красную иву и кедр, сжигали их, толкли угли в порошок, который смешивали с небольшим количеством воды. Потом они сухожилиями связывали вместе пять-шесть игл дикобраза, которые вставляли в расщепленное перо и обматывали сухожилиями. Затем приглашали шамана и дарили ему лошадь. Для барабанщиков и певцов готовили угощение из сушеных ягод. После еды обнаженный воин ложился на спину, а шаман объявлял собравшимся, какие узоры будут нанесены на его тело. Сначала он рисовал их полученными чернилами, чтобы узор был правильным, после чего протыкал кожу иглами, обмакивая их в чернила. Все то время, что длилась процедура, старики били в барабаны и пели, прерываясь только на еду и отдых. Процесс занимал два с половиной дня, и за каждый день участия в ритуале шаман получал по лошади. В итоге вся грудь и обе руки воина были покрыты татуировками.
Кэтлин, описывая вождя сиу Токи-ито (Рогатый Камень), упомянул, что его шея, плечи и грудь были татуированы самым любопытным образом с помощью пороха и красной краски. Причем рисунок был нанесен в таком изобилии, что на расстоянии казалось, будто на нем надета прекрасно вы¬шитая рубаха. Чуть позже художник Карл Бодмер нарисовал портрет вождя сиу, на шее, груди и плечах которого была нанесена татуировка, похожая на осейджскую. Бодмер назвал его Тукан-Хатон — слово не соответствует языку сиу и, несомненно, является искажением Токи-ито.
Среди канзов татуировку могли носить только величайшие воины. Для этого канзу было необходимо убить семерых врагов и захватить шесть лошадей. Только тогда он заслуживал право нанести татуировку на грудь. Его статус становился настолько высок, что он мог отойти от воинских дел, и это не отражалось на его репутации. В начале XX века в живых не было ни одного татуированного канза. Удачливые воины племени могли также наносить татуировку на тела жен — на грудь, запястья, икры, а также сделать круглую точку на переносице.
Наиболее татуированными индейцами Великих Равнин, помимо вичитов и хидатсов, несомненно, были осейджи. Проявившие себя на тропе войны могли наносить на тело себе, своим женам и дочерям татуировки, символизирующие их боевые заслуги. Иногда татуировки покрывали все тело воина. Тиксир писал: «Их шеи, грудь, спины, руки, животы до бедер, нижняя часть бедер и ноги испещрены несмываемыми голубыми линиями, которые наносят при помощи раскаленного железа и угля». Осейджский историк Луис Берне так объяснил символику татуировок: «Линии от подбородка до живота символизируют священный нож. Линии, идущие по обеим сторонам по наклонной от кончика ножа через плечи, — священные трубки. Два диагональных орнамента, проходящих от кончика ножа через плечи, представляют тринадцать солнечных лучей». Кроме того, в обычае осейджских женщин и мужчин было татуировать эмблему паука на внутренней части руки.
|