Из ПА.
В 25 милях к югу от Вашингтона на реке Потомак лежит Мойоан - древний поселок индейцев пискатеуэй. Сегодня, однако, он находится на территории Национального парка Пискатеуэй, который контролируется парковой службой США.
Мойоан принадлежит к числу наиболее исследованных археологических стоянок к востоку от реки Миссисипи; из 1519 человеческих останков, хранящихся в Смитсонианском институте, большинство, вероятно, принадлежит Пискатеуэй. Он также является и единственной индейской религиозной стоянкой в радиусе 500 миль от столицы Соединенных Штатов. Однако, пискатеуэй и другие индейцы, посещающие Вашингтон, сталкиваются с невероятными препятствиями, когда хотят провести здесь свои религиозные обряды, что должно быть гарантировано им первой поправкой и законом 1978 года.
За последние десять лет индейцы пискатеуэй вели безуспешные переговоры с министерством внутренних дел, головным ведомством, которому подчиняются территории поселка Мойоан. Ограничение проводится в жизнь парковой службой США, штатной и местной полицией. Обряды, которые по традиции проводятся ночью, сейчас запрещены; участникам дневных церемоний также чинятся препятствия со стороны чиновников, полиции и представителей Фонда Алисы Форгесон. Последний контролирует подъездные пути к Мойоан. Пискатеуэй и традиционалисты вынуждены проходить долгую, выматывающую процедуру для того, чтобы через ворота, принадлежащие Фонду, вступить на территорию своего священного кладбища. Для этого им требуется получить специальное разрешение отдела рыбнадзора и охотинспекции министерства внутренних дел. Но даже если разрешение получено, индейцев часто туда все равно не пускают, обрядовую палатку для потения разрушают, а церемония если и проводится, патрулируется вооруженной полицией. Кроме того, у вышеупомянутого Фонда существует договоренность со Смитсонианским институтом на проведение экскурсий по этой "колониальной ферме", то есть по Мойоану.
Несколько лет тому назад, когда умер традиционный вождь пискатеуэй Токи Тайяк, его, по традиции, должны были похоронить в Мойоане. Однако, потребовался почти год переговоров с федеральными чиновниками и даже специальное постановление конгресса, прежде чем он смог попасть на священное кладбище своего народа. В течение всего этого времени его пришлось держать "во льду".
В 1968 году на ежегодном собрании общества прикладной антропологии я расспросил одного исследователя из Национальной службы парков об этом случае. Антрополог ответил, что Мойоан приобрел священное значение лишь когда конгресс разрешил там похороны Токи Тайяка. Другими словами, по мнению этого профессионала место приобрело ритуальное значение, поскольку там был захоронен современный старейшина. Этот странный довод игнорирует тот факт, что Мойоан всегда был священным для традиционалистов пискатеуэй. В 1981 году это дело о нарушении религиозной свободы было документально зафиксировано и представлено МСИД в ООН на конференции аборигенных народов, проходившей в Женеве.
Традиционалисты пискатеуэй добиваются лишь того, чтобы министр внутренних дел выделил из общественных земель парка 20 акров, непосредственно имеющих священное значение, и сделал племя пискатеуэй опекуном этого места с правом свободного и неограниченного доступа в Мойоан. Однако некоторые археологи, по словам Билли Тайяка, нынешнего традиционного вождя, планируют перекопать этот участок. "Никогда", - отвечают традиционалисты пискатеуэй.
|