Как давно, перевёл я небольшую заметку о Кроу.
Хочу здесь поставить....и фотку....
____________________________________________________________
Норман Банкрофт Хант
Кроу
Статья из книги «Native American Tribes»
Перевод: W. Anunkasan, - Новосибирск, 2002.
Племя Кроу было небольшим по своей численности. Они проживали в бассейнах рек Йеллоустон и Бигхорн в штате Монтана, имели самые богатые охотничьи угодья на Равнинах и энергично защищали их от налётов других племенных групп, включая Черноногих и Сиу. О Кроу говорили как о наиболее красивом из племён Равнин, и с наиболее изящными типи, они также обладали самыми большими стадами лошадей. С населением, которое вероятно никогда не превышало 4 000 человек, Кроу, в раннем историческом периоде, по некоторой оценке, имели приблизительно 10 000 лошадей.
Хотя это число и было небольшим по сравнению со стадами Нез Перс Плато, с которыми Кроу интенсивно торговали, оно, однако, было значительным по сравнению с тем, что имели другие племена Равнин, где среднее количество лошадей на человека редко превышало число лошадей Кроу.
Из-за богатства земли и обилия лошадей, Кроу нередко становились объектом для совершения набегов другими племенами. Они вели войны с Черноногими, Сарси и Гро Вантрами на севере своих земель; с племенами Сиу на востоке; с Шайенами на южных границах; и с племенем Флатхед на западе. Для Кроу, постоянные войны и накопление военных почестей, отразились в следующей градации подвигов (они были необходимы для человека, хотевшим стать вождём или просто выдающимся воином): совершение четырёх ку, первым из которых было прикосновение к живому врагу; захват оружия в рукопашной схватке; угон привязанных к палаткам врага лошадей; руководство военным походом, завершившемся успехом.
В отличие от многих племён Равнин, которые мигрировали в этот регион из других районов, Кроу отделились от полукочевого и частично сельскохозяйственного народа Хидатса, проживавшего на Верхней Mиссури. В результате, они сохранили некоторые традиции сельского хозяйства, особенно посадку священного табака. Это показывает важность Общества Табака среди Кроу, члены которого имели выгоды и престиж, так как народ верил, что их действия приносят благословение для племени в целом.
Военная традиция также была представлена в Обществе Табака. При инициировании нового члена, большое значение имело присутствие двух воинов, один, готовил священные языки бизона, которые были важной частью ритуала, а другой, приносил воду, которая символизировала сообщение об успешном возвращении военного отряда. Они оба должны были рассказать о своих успехах, которых они достигли, а также петь похвальные песни, во время празднования победы над побеждённым врагом.
Хотя такое погружение в воинские традиции, и было обычным среди племён Равнин, некоторые истории Кроу всё же отражали такое отношение к вещам, которые никогда не воспринималось слишком серьезно. Когда такие истории рассказывались, аудитория должна была равномерно бормотать ' e, e, e ', чтобы показать рассказчику, что они не заснули, и если они прерывались более 10 раз, то рассказчик просто прекращал своё повествование. Большинство из этих историй были очень интересными для других племенных членов, поэтому ораторское искусство было в высокой цене.
Возможно, наиболее отличительным элементом в историях Кроу было использование паннинга и скороговорок, которые повторялись быстро и точно. Вот лучший из них: basakapupe ' cdec akapupapa ' patdetk, «мои люди, которые пошли к Нез Перс, не одели пояса Нез Перс». Типичными для Кроу были истории о Койоте, Старике, который был неисправимом клоуном и развратником, создавшем, как полагали, землю. Эти непристойные рассказы были предназначены для смешанной аудитории, но молодым девочкам, которые рассматривались чистыми и невинными, запрещали слушать подобные истории.
Хотя рассказы Кроу и отличались недостатком серьёзности, это очень помогало им при защите своих земель, и не было той силы, которая бы одержала лёгкую победу над ними. Способность Кроу держаться за свои земли и не поддаваться внешним давлениям, хорошо показано в этой речи, произнесённой воином Кроу для майора Хаттинга в Коу Крик, когда тот объявил, что теплоход, содержащий продовольствие, товары и ренты должен был продолжить движение дальше к Форту, без разгрузки товаров на территории Кроу:
«Я не вождь, а простой воин. Я вижу, что все мои вожди опускают головы вниз, ожидая какого-либо ответа от их отца, поскольку они не знают, что делать или говорить. Но я знаю, что делать. [Он с большой силой ударил своим томагавком по столу и сказал агентам] поднимите свои головы, когда Вы говорите с вождями и воинами, смотрите им в глаза! Мы предполагаем, что Вы важные персоны, или наш Большой Отец не послал бы Вас сюда. Мои вожди уже говорили, но, кажется, их не слышали. Я говорю Вам, эти товары обещали нам, и они не пойдут другой дорогой… Вы слышите это? Именно это я и должен был сказать как воин". (Воин Кроу для майора Хаттинга, июнь 1849)
Теплоход был разгружен.