Классно распределил, "классические" и "неклассические"
Из того что сам переводил
Skidi Indian Tribe History
История племени Скиди
Skidi (возможно от tski,'i, `волк,' или skirircrra, ' волки стоящие в воде,' согласно племенной традиции). Одно из племен конфедерации Пауни (q. v.), иногда называемые Волчьи Пауни, на французском - Pawnee Loup. То, что Скиди плотно ассоциировались с волком очевидно из языка жестов, на котором они обозначались тем же знаком, что и это животное. Речь Скиди немного отличалась от речи трех других племен Пауни. Согласно традициям Скиди и Арикара они некогда жили вместе, но разделились во время миграции на север, Арикара ушли в долину Миссури, а Скиди остались на реке Loup, Небраска, где, в конечном счете, три других племени Пауни построили свои деревни. Странствия и приключения Скиди скорее предмет традиции, чем истории. Они долго считали, что долина реки Loup есть их дом, потому, что они живут рядом со сверхъестественным подземным жилищем мифических животных, которые покровительствовали церемониям их обществ. Скиди раньше узнали о белых, встретив неизвестного миссионера, чем три других племени Пауни. Предания указывают на то, что это племя первым продвинулось на север из их прежнего расположения на юго-западе. Есть истории Скиди о завоевании других племен Пауни, но это может быть отнесено к небольшим ссорам, и не иметь целью подчинение, для Скиди, хранящим свою особенную организацию и ревностно сохраняющих свои племенные обряды, и священные учения.
В течение двух веков до их переселения из Небраски на Индейскую территорию в 1874 Скиди, сообща с другими племенами Пауни, отстаивали свои охотничьи угодья от посягательств, и захватывали лошадей. Для захвата лошадей вожди организовывали военные отряды, владение большим количеством лошадей было признаком благосостояния. История Скиди не существенно отличается от истории других племен Пауни. Они заключили договор с США, служили скаутами в армии, и последовали со своими родственниками в Оклахому, где живут, по сей день, имея отдельные земли, как граждане США.
Организация у Скиди возможно более совершенна, гармонична с религиозными воззрениями людей, чем в других племенах Пауни. Они говорили, что их организация направляема звездами, которые боги "делают их семьи и деревни, учат их, как жить и как проводить церемонии". Пять деревень формировали их центральную группу. В большой деревне проводили религиозные церемонии, и она не выполняла этих функций исключительно во время ужасных бедствий. Другие 4 деревни этой группы были расположены по углам квадрата, расположенного по сторонам света. Следуя установленной смене, каждая деревня управляла племенными делами в течение одного года - зимой и летом. Расположение этих пяти деревень и других 17 деревень племени было определено расположением звезд, которые определяли их места поклонения и церемонии, для того чтобы деревни Скиди на земле были как бы отражением их божественных звезд в небесах. Звезды определяли названия священных мест, и деревня брала имя от священного места или от случая имеющего связь с даром звезды. Название священного места указывало на местность, иногда было дополнительным. Священное место могло быть показано звездой какому-нибудь человеку, и его потомки становились наследственными хранителями.
Непосредственная забота и защита священного места передавалась по женской линии. Церемонии и ритуалы в отношении священных мест были обязанностью шаманов, с хорошей репутацией, могущим поступать в соответствии с правилами и верно выполнять эти обязанности.
Мир Скиди был двойственен – мужской и женский от соединения этих двух сил зависело сохранение всех форм жизни. Церемонией служащей примером этого убеждения была церемония Утренней звезды, в которой девушку, представляющую собой Вечернюю звезду, приносили в жертву Утренней звезде, практиковавшаяся у Скиди в первой четверти 19 века. Различные церемонии начинались в деревнях с первым весенним громом и заканчивались с наступлением зимы. Социальные обычаи и развлечения Скиди не отличались от обычаев других племен Пауни.
Consult G. A. Dorset/ Traditions of the Skidi, 1904; Dun bar, Pawnee Indians, 1880-S2; Fletcher, (1) The Hake, in 22d Rep. R. A. E., 1903, (2) in Am. Anthr., iv, 730, 1902; Grinnell, Pawnee Hero Stories, 1889.