Сибирское паувау

форум сибирских индейцев
Текущее время: 29-03, 06:19

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 40 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 15-01, 20:21 
Не в сети
<b>из Болгарских индейцев</b>
<b>из Болгарских индейцев</b>

Зарегистрирован: 05-06, 15:10
Сообщения: 149
Откуда: Sofia, Bulgaria
Прежду всего, большое число лакота не принимают эту акцию, в которой участвуют в общем несколько человек. :wink:
А вот и официальное становище племенного совета брюле:
http://www.reznetnews.org/blogs/tribalo ... w-treaties

Наш знакомый, очень хорошо знакомый с ситуацией, написал что "это мошенники, хотящие своровать побольше денег". В индеанисткие и всякие правозащитние и активисткие организации в Европе уже получени просьби о финансовой помощи и пожертвований для новой "республики". :grin:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 22-01, 11:05 
Не в сети
<b>из Литовских индейцев</b>
<b>из Литовских индейцев</b>
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11-01, 17:50
Сообщения: 81
Откуда: Lietuva
Как-то не верится. Неужели Минс предал свои идеалы юности?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 22-01, 16:11 
Не в сети
<b>из Сибирского паувау</b>
<b>из Сибирского паувау</b>

Зарегистрирован: 27-09, 15:36
Сообщения: 212
Откуда: Novosibirsk
Мне почему-то кажется, что Минс так бы не поступил. Может эти люди - вообще не от Минза, просто услышали такие новости, и решили воспользоваться :cool:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 26-01, 14:16 
Не в сети
<b>из Болгарских индейцев</b>
<b>из Болгарских индейцев</b>

Зарегистрирован: 05-06, 15:10
Сообщения: 149
Откуда: Sofia, Bulgaria
Thate писал(а):
Как-то не верится. Неужели Минс предал свои идеалы юности?


Друзя, друзя... живем далеко от Америки и с большим опозданием узнаем разние вещи. :wink:

Всеизвестно, что Минс очень давно продался... Это в Америку "новость" 15-20 летней давности. :cry:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 30-01, 16:40 
Не в сети
<b style=color:CC6633>Site Admin</b>
<b style=colorCC6633>Site Admin</b>

Зарегистрирован: 27-09, 08:37
Сообщения: 2455
Откуда: New-Siberia
Мне вот неизвестно, кому это Минс "продался"???? ....будь любезен на это ответить!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 01-02, 11:05 
Не в сети
<b>наш друг</b>
<b>наш друг</b>
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18-11, 14:08
Сообщения: 167
Откуда: РФ, Москва/Украина, Луганск
Eagle Feather писал(а):
Мне вот неизвестно, кому это Минс "продался"???? ....будь любезен на это ответить!

мне кстати тоже неизвестно.....

_________________
"У нас многое есть, еще больше можно купить.
Но голос сердца и единодушие – вещи бесценные."


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 06-02, 03:09 
Не в сети
<b>из Болгарских индейцев</b>
<b>из Болгарских индейцев</b>

Зарегистрирован: 05-06, 15:10
Сообщения: 149
Откуда: Sofia, Bulgaria
Ну, вы люди наивние...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 06-02, 07:05 
Не в сети
<b style=color:CC6633>Site Admin</b>
<b style=colorCC6633>Site Admin</b>

Зарегистрирован: 27-09, 08:37
Сообщения: 2455
Откуда: New-Siberia
Ну так кому он "продался"-то?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 06-02, 21:45 
Не в сети
<b>из Сибирского паувау</b>
<b>из Сибирского паувау</b>
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28-09, 07:55
Сообщения: 458
Откуда: Тюмень
Да! Конкретики все же очень хочется!
А то, Волк, это выглядит как старое, доброе "ОБС". :wink:

_________________
Thathanka Sapa miyelo!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 08-02, 20:49 
Не в сети
<b>из Сибирского паувау</b>
<b>из Сибирского паувау</b>
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28-09, 07:55
Сообщения: 458
Откуда: Тюмень
Black Wolf писал(а):
Ну, вы люди наивние...

Волк! Ну уже не томи так долго то!
Не знаю как остальных, а меня, боюсь, от наивности просто разорвет! :smile:

_________________
Thathanka Sapa miyelo!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 10-02, 14:00 
Не в сети
<b>из Болгарских индейцев</b>
<b>из Болгарских индейцев</b>

Зарегистрирован: 05-06, 15:10
Сообщения: 149
Откуда: Sofia, Bulgaria
Eagle Feather писал(а):
Ну так кому он "продался"-то?

А ты как думаеш, кому? :wink:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 10-02, 18:40 
Не в сети
<b style=color:CC6633>Site Admin</b>
<b style=colorCC6633>Site Admin</b>

Зарегистрирован: 27-09, 08:37
Сообщения: 2455
Откуда: New-Siberia
я думаю, что намёки в данном случае не уместны!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 18-02, 19:22 
Не в сети
<b>из Сибирского паувау</b>
<b>из Сибирского паувау</b>

Зарегистрирован: 27-09, 15:36
Сообщения: 212
Откуда: Novosibirsk
Вобщем, подружилась я с одним известным членом ДАИ, а также актёром и оратором Мозесом Джеем Брингс Пленти (не знаете такого?) Он сказал, что Лакота продолжают над этим работать, на раз-два такие вещи не решаются. Серьёзных перемен пока нет, поэтому и трезвонить на весь мир пока не о чем. Это похоже на правду. Этак если Лакота объявили о независимости - и тут же сломя голову отделились - останутся они в не очень выгодном положении без пособий, в "сыром" государстве, где нет чёткой организации. А насчёт мошенников - ну что ж - и такое возможно. почему бы не допустить, что одни Лакота стараются добиться независимости и серьёзно к этому готовятся. А какие-то четыре человека решили присвоить себе данную деятельность и заработать денег, хотя к данной подготовке может и отношения не имеют.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 17-03, 05:28 
Не в сети
<b>из Сибирского паувау</b>
<b>из Сибирского паувау</b>

Зарегистрирован: 06-07, 04:46
Сообщения: 51
Ссылка и текст с сайта Ветра (Кроу)
http://news2.ru/users/vladfeo/tag=%D1%81%D1%88%D0%B0/


«34 года назад в Вундед-Ни мы победили целую армию спецслужб. Мы победим и сейчас»
Рассел Минс, свободный человек республики Лакота - в интервью "Газете"
В конце 2007 года большая группа индейцев из Южной Дакоты провозгласила суверенитет Лакоты от США и прекратила свое гражданство. Официальной реакции госдепа, куда они направили бумаги о разрыве 33 соглашений между племенами и правительством США, пока нет. Но есть сайт республики Лакота и борцы за ее будущее. Спецкор «Газеты» Надежда Кеворкова отправилась на поиски мирных мятежников. Они живут в самой знаменитой и второй по величине американской резервации Пайн-Ридж. Именно лакота отстояли свою независимость в XIX веке, именно их начали массово истреблять, именно там находится деревня Вундед-Ни - символ индейского восстания в XX веке.

Самый знаменитый в последнее время индеец - повстанец, борец за свободу, актер и режиссер Рассел Минс рассказал в интервью Надежде Кеворковой, почему индейцы объявили о выходе из США, как они будут добиваться признания, почему их не устраивает самое престижное гражданство в мире и чем отличается республика от детской игры в индейцев.

- Рассел, вы больше не являетесь гражданином США?

- Нет. Я - гражданин Лакоты. И очень сожалею о тех, кто пока медлит порвать с этим гражданством.

- В моей стране многие грезят об американском гражданстве и считают глупцами тех, кто мог, но не остался в США под любым предлогом. Что передать этим людям?

- США - это подделка, страна, лишенная культуры. Такую страну легко контролировать, легко направлять ее население в нужное русло. Есть фасад, показываемый миру. Мало кто знает оборотную сторону так хорошо, как индейцы. Рекламная картинка - не реальность сегодняшних США. Здесь даже президент правит, которого не избрали в реальности, как это было в 2000 году.

Конечно, молодежь стремится сюда в поиске исполнения своих великих мечтаний. Но всякий, кто сюда приезжает, делает это только по одной причине: он хочет разбогатеть, преуспеть, получить возможности. Стоит поговорить, и выясняется, что дальше мечты о деньгах никто не идет. За этим сюда приехали первые европейцы. Это принцип американской жизни. Мир устал от американского преуспевания. Мир просыпается.

- Минуло почти два месяца, как вы провозгласили независимость от США республики Лакота. Какая реакция?

- В мире реакция фантастическая. И с каждым днем она ширится. Благодаря интернету мы можем ощутить, как велик интерес к нашей свободе. Множество людей поддерживают и приветствуют нас. Люди жизненно заинтересованы в нашей независимости. Мир понимает нас. А правительство США - нет.

- Кто поддерживает вас?

- Нас не просто поддерживают. Тысячи людей выразили готовность ехать в республику Лакота. В отличие от несчастных беженцев, которые стремятся в Америку, к нам мечтают приехать профессионалы высокого полета: врачи, юристы, профессора, учителя, преподаватели, ученые, инженеры всех направлений, компьютерные мастера, фермеры.

Люди, когда включают мозги, понимают смысл и ценность свободы, что это в действительности означает. Мы рады всем. Если американцы хотят бежать к нам, мы рады и им. Лакота - свободные люди в своей свободной стране. Ситуация в мире благоприятна для нас как никогда.

- Существует такая идея, что индейцы в резервациях понастроили казино и гребут деньги лопатой.

- Казино - это легальный грабеж. Только слабоумные и слабые духом могут стремиться к такому времяпрепровождению. Казино в республике Лакота не будет. Мы не хотим, чтобы людей обворовывали под предлогом, что такое заведение дает прибыль племени.

- Вы предвидите, с какими препятствиями придется столкнуться? Как выехать из США без паспорта?

- Необходимость паспорта в том, чтобы вернуться в свою страну. Внутри страны достаточно удостоверения личности. Такой порядок принят и в Европе. Паспорта Лакоты будут нужны для поездок по миру. Мы над этим работаем. Что касается меня, то проблем выезда я не вижу. А вот того, что меня могут не впустить обратно, не исключаю.

Согласитесь, интересная будет ситуация: урожденный американец не может вернуться на собственную родину. Согласно конвенции ООН, все нации имеют право на собственные паспорта. Мы действуем в русле международного права.

- А что такое свобода, которую символизирует Лакота?

Сегодня мир живет ценностями XVII века. Именно тогда возникла идея, что интересы свободного индивидуума защищены представительской демократией. Мало кто понимает, что национальное правительство - не самый оптимальный вид представительства.

Самым сильным является объединение общин, каждая из которых - совокупность свободных граждан и гарантия их защиты. США изначально задумывались именно как союз общин, но они больше не являются таковыми. Они превратились в старомодную патриархальную систему иерархического управления.

Республика Лакота будет строиться по принципу союза общин, на основе консенсуса между ними. Каждая будет обладать своими судьями, отрядами правопорядка и советом выборных. Полиция не нужна в общине, управляемой самими людьми.

Патриархальная система управления строится на страхе. В ней возникает множество фобий. Мужчины боятся женщин, женщины забирают себе столько власти, что это меняет их сущность. Границы штурмуют беженцы, государства охраняют свои границы, содержат армию заключенных, используют пытки и казни. Все общество пронизано взаимным страхом, этот страх искусно поддерживается. Патриархальное государство верит лишь в плохое, ждет лишь негатива от народа. Оно родилось вместе с рынком и поработило людей.

Союз свободных общин строится на принципе свободы, а не страха. Это понятно многим людям на земле. Поэтому у республики Лакота так много сторонников. Если расисты вдруг захотят ехать к нам - что ж, пусть приезжают и живут в общине расистов. Свобода предполагает, что если ты хочешь, то можешь быть даже идиотом и жить среди таких же.

- Индейцы не имеют представителя ни в сенате, ни в конгрессе, ни в верховном суде?

- Нет, за все эти века ни одного не было. Мы намерены привлечь правительство США к ответу за геноцид индейцев и готовим документы для возбуждения дела в Гаагском суде. Мы не сомневаемся, что получим поддержку многих стран в этом.

- Многие журналисты представляют вашу программу как возвращение к вигваму, костру и пляскам у огня. Это не так?

- Может, это было бы и привлекательно для многих, но это невозможно. Мы исходим из реальности. Когда мы говорим о возвращении культуры, мы имеем в виду осуществление всех возможностей. Я много раз бывал в Европе, знаком с разными подходами к сохранению культуры народов. В советское время я побывал в Венгрии, Болгарии, Польше, ГДР. Был везде, за вычетом России и Арктики. Мне есть с чем сравнить.

В США нет даже идеи культурных возможностей - только деньги и те формы культуры, которые приносят деньги. Искусство приносит деньги - оно продается. Ужасная еда, вся превращенная в автомат для извлечения прибыли.

Мы видим американизацию мира, распространение принципа выгоды. Даже Россия уже захвачена этим, но сопротивляется. Мы не хотим американизации. Но мы не ретрограды и не зовем никого в каменный век, в изоляцию, в этнографический музей или в ритуалы, в которых принимают участие за деньги. Это особый вид духовной проституции, в который индейцев упорно вовлекают. Считается, что так мы сохраняем нашу идентичность, когда танцуем наши священные танцы для публики.

Мне говорят: вам не нравится Колумб, прогресс, демократия - вот и откажитесь от электричества, компьютеров, телефонов. Что ж, мы сделаем это. Немедленно сделаем, как только все приезжие иммигранты погрузятся на корабли и отплывут в свои страны.

- А что вы можете противопоставить весьма прагматичной американской системе?

- У нас есть группа, которая разрабатывает целую систему: от создания альтернативных источников энергии до собственных банковских систем, которые бы не грабили людей. Вы не представляете, как положительно люди настроены к индейцам. Это остро чувствуется в поездках: тебе симпатизируют только за то, что ты индеец, а не американец. С таким запасом доверия мы и наши союзники преодолеем все трудности.

Правительства будут вынуждены признать нас, США не останется ничего другого. Мы действуем законно. Они обязаны предоставить нам суверенитет. Это наша земля по их законам. Если они откажутся, мы обратимся в верховный суд. Они будут вынуждены принимать решение. Ведь они повторяют слова о главенстве закона. Теперь закон повернется против них. Пока они пытаются не замечать нас, а американская пресса пытается нас маргинализировать. Но в эпоху интернета все это уже не работает. Самым лучшим для них было бы сесть за стол переговоров. Иначе нашим следующим шагом будет обращение в Гаагский суд по признанию геноцида североамериканских индейцев. И мы надеемся на поддержку России в этом деле. Ведь этот суд был организован при участии России.

Ганди говорил: сначала они игнорируют вас, потом провоцируют, потом атакуют, потом осуждают вас. А потом вы побеждаете их.

- Владимир Путин тоже ценит Ганди. Он сказал, что после его смерти и поговорить не с кем. Вам есть с чего начинать.

- Путин сказал о двойных стандартах американской демократии. США поддерживают суверенитеты всех народов, только не у себя дома. Так что мы не сомневаемся в поддержке России. Скажу больше. Китай сейчас обладает 40% богатств США. Мало кто знает, что Китай пригрозил Бушу обвалить рынок в случае нападения на Иран. Так что в мире есть разные рычаги воздействия и разные возможности народов поддерживать друг друга.

- Вы не боитесь, что спецслужбы могут вас убить?

- Индейцы не боятся смерти. И я никогда ее не боялся. 34 года назад в Вундед-Ни мы победили целую армию спецслужб. Мы победим и сейчас.

Знаете, что самое ценное в людях республики Лакота? Нас столетиями убивали, приносили нас в жертву, нас загнали в резервации, украли нашу землю, наш воздух, нашу воду. И мы выжили. Нам есть что предложить людям. А им уже нечего предложить. Поэтому они делают вид, что нас просто нет.

- Что вы можете предъявить США на суде?

По данным США, на время прихода европейцев на землях 48 штатов проживало 12 млн индейцев. К началу XX века чистокровных индейцев осталось 250 тысяч. 70% индейцев - беженцы в собственной стране, согнаны со своей земли. США провели геноцид, не сравнимый ни с чем: они истребили 99,6% индейцев.

Далее. США гордятся своей приверженностью законам и идеям демократии. Не было ни одного года, когда бы США не вели войну. В мире есть только две страны, которые постоянно нарушают международные законы: США и Израиль. США не соблюдают и свою конституцию, согласно которой мы все - свободные люди и можем провозгласить независимость.

Сейчас республика Лакота расположена в пяти штатах. Еще шесть нас уже поддержали и хотят присоединиться к нам.

- Вы хотите действовать только мирно? А если не получится, обратитесь к оружию?

- Никогда. Это не работает. Если вы хотите силой завоевать свободу, вы уподобляетесь вашим врагам. Нельзя сохранить независимость силой оружия. Посмотрите на опыт СССР: не получилось.

- Мне показывали дома наркоторговцев в резервации. Как с ними быть?

- Общины разберутся. В США есть два легальных наркотика - алкоголь и табак. От спирта умирает 75% людей, от табака - 24%, от нелегальных наркотиков, вместе взятых, - 1%.Однажды мы вшестером решили перекрыть пути провоза алкоголя в резервацию. Мы встали цепью на границе с Небраской. Но приехала полиция. Нас арестовали, а торговцев даже не тронули.

- Ну табак-то именно индейцы принесли миру, разве нет?

- Индейцы курят трубку с чистым табаком во время церемонии, а в США выпускают сигареты для ежедневного потребления без всякого смысла, но с громадным количеством смертоносной химии.

- А вы курите?

- Сигареты - нет. Трубку - да. Но, как Клинтон, не затягиваюсь.

- Американцы истребили бизонов. Теперь их восстановили, в ресторанах белые едят мясо бизонов. Ваша главная пища превращена в фаст-фуд?

- Американцы скрестили бизона с коровой, разводят эту помесь и едят это мясо. В еду тоже смешивают говядину с мясом бизонов. Чистое мясо бизона можно попробовать только во время церемониальных плясок у нас и в Вайоминге.

- В Южной Дакоте вы добились, что День Колумба не отмечается, но празднуется День индейцев. А какова история Дня благодарения? Ведь белые рассказывают разное - что это праздник первого урожая, что индейцы принесли дары и спасли поселенцев.

- И то и другое - ложь. Индейцы много раз спасали поселенцев, но праздников в их честь не празднуется. Пилигримы устроили массовую резню индейцев. Губернатор Массачусетса выпустил воззвание, возблагодарил Бога и призвал остальные штаты действовать по их примеру. Потом празднику пытались придать иное значение, менее кровожадное, но история такова.

- А что индейцы делают в День благодарения?

- Едят индейку. Многие ничего не знают ни о чем. Это колонизированный народ, которому попытались изменить память и самосознание. В школах ничему не учат. Они и обо мне в большинстве своем ничего не знают. Они думают, что я просто кинозвезда. Еще что-то о бойне 1890 года они слышали. Но о нашей победе в Вундед-Ни в 1973 году они не знают. А ведь это была реальная победа индейцев над мощью США.

- Вы могли бы обрисовать в цифрах сегодняшнее состояние индейцев?

- Оно бедственное. Средний возраст все ниже и ниже. Мужчины не доживают до 44 лет, женщины - до 47. Это хуже, чем в беднейших странах Африки. Безработица - около 73%. На языке лакота бегло говорят люди не моложе 65 лет, таких единицы. Вот почему я построил в своем ранчо школу, где все предметы только на языке лакота.

Умирает каждый четвертый младенец. Фармацевтические компании отбирают наиболее крепких детей у семей, помещают их в приюты и испытывают на них лекарства. В том числе такие, которые изменяют психику. Это еще не самое криминальное. В резервациях крадут детей и продают их на органы, на опыты, в том числе психиатрические. Несколько дел возбуждено против таких похитителей детей. В школах процветают битье и физические наказания. Для детей в резервации школа - синоним жестокости.

В резервациях массово болеют туберкулезом, полиомиелитом - болезнями, в США побежденными. Гипертония, диабет - даже эти недуги в резервациях встречаются во много раз чаще, чем в белых районах. Все это вызвано специфической бесплатной кормежкой, которой пичкают поколение за поколением. В бесплатной еде нет ничего, кроме углеводов, а на другую еду у двух третей народа нет денег. Нигде в США нет таких показателей по болезням и по смертям.

В резервации вода отравлена урановыми рудниками. Здесь есть месторождения, возле них люди болеют раком и всеми сопутствующими заболеваниями, родятся больные дети, много выкидышей.

Плохие условия жизни, плохая вода, отравленная урановыми месторождениями, плохая еда - это три вещи, которые добивают мой народ. Мы испробовали все средства - восстания, демонстрации, марши, обращения, забастовки. Ничего не меняется. Республика Лакота провозглашена во имя спасения наших людей, до которых правительству США нет никакого дела. Мы устали умирать. Мы больше не хотим умирать.

Большинство племенных союзов ничего не делают, только сотрудничают с колониальным режимом. Они подобны правительству виши во Франции при Гитлере. Они создают видимость самоуправления резерваций. Но они хуже оккупантов. Теперь они распространяют мнение, что мы не посоветовались с народом и вождями. Это неправда.

Мы посоветовались со всеми, кого уважают люди, а не власти. Мы уже достигли согласия со 100 племенами (всего их более 500) и с 480 родами, которые у индейцев по несколько сотен человек.

Есть у нас и мини-олигархи - карикатура на миллиардеров, сделавшие деньги на бедах своего народа, торгуя алкоголем и телевизорами. Они тоже хотят сохранить все как есть. Иначе им негде будет развивать свой бизнес. Это пародия на жизнь. И она закончилась 17 декабря 2007 года. Мы свободны. А индейские виши хотят продолжать властвовать над душами индейцев. Но республика Лакота положила этому конец.

18.02.2008 / НАДЕЖДА КЕВОРКОВА
Материал опубликован в "Газете" №30 от 19.02.2008г.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 17-03, 05:41 
Не в сети
<b>из Сибирского паувау</b>
<b>из Сибирского паувау</b>

Зарегистрирован: 06-07, 04:46
Сообщения: 51
Дополнение по той же ссылке
В поисках индейского времени
Специальный корреспондент "Газеты" побывала в мятежной американской республике Лакота
В декабре 2007 года индейцы США объявили о разрыве всех 33 договоров с федеральным правительством и выходе республики Лакота из состава страны. Специальный корреспондент «Газеты» Надежда Кеворкова отправилась в резервацию Пайн-Ридж в Южной Дакоте.

«Моя мама говорила, что это - индейское время». - Говард вез меня по прерии в первых сумерках, когда красивый свет прощально обрисовывает пологие заснеженные холмы. Печальная золотая осень и грустные предвечерние часы для американцев - индейские. Это почти все, что напоминает в Америке о хозяевах прерий - индейцах и их бизонах.

Индейские дороги принадлежат Бюро по делам индейцев (Bureau of Indian Affairs, BIA). Когда-то оно истребляло племена, теперь распределяет средства и следит за порядком. Если эти три буквы появляются на шоссе, значит, началась резервация.

89-летний Оливер, четвертый потомок легендарного вождя Красное Облако, одобрительно рассмотрел мои сделанные в Белоруссии унты, но сказал с укором: «Наши женщины в таких плясали, а вам они зачем? Вы же не ходите больше пешком. Люди не уважают Бога. Что вы сделали с матерью-землей? Индейцы молятся каждый день за всех - людей и зверей. А вы, христиане, молитесь раз в неделю - за свой хлеб. И верите только в деньги».

Казино

Почти у выезда из резервации среди пологих холмов стоит громадная трехэтажная новенькая гостиница и необъятное приземистое казино, на котором написано, что это «заведение в прериях». Его эмблема - четыре разномастных скакуна.

У племени лакота цвета священные. Они много чего символизируют. Скажем, бизоны рождаются белыми, потом желтеют, затем краснеют и наконец становятся черными. Окрашенные в сакральные цвета лошади на казино - символ лохотрона и насмешка над священным. В казино ничего лишнего - ни интернета, ни бизнес-центра, ни спортзала. Нет и алкогольных напитков, поскольку это территория резервации, а в резервации спиртное легально не продается.

Днем казино кажется безжизненным. Но к вечеру на стоянке я насчитала 200 автомобилей и бросила считать. Подъезжала очередная машина, и люди с накинутыми на глаза капюшонами пробегали сквозь снег в тепло. Ни сверкающих огней, ни блестящих призов в виде мотоциклов или машин. Больше напоминает детские карусели, чем пучину порока. Люди приветствуют друг друга, как будто собрались на семейный праздник. Большинство - индейцы. Но изрядно и белых, особенно заметны старушки в инвалидных колясках.

Ресторан был полон. Похоже, народ стремился сюда поесть, а не играть. Шли целыми семьями. И было ясно почему: еда с буфета, как тут зовется прилавок самообслуживания, стоит $7. Напитки бесплатно. Первый человек, который подсел за столик, был главный прокурор племени лакота Марио Гонзалес. Он представляет перед лицом штата и федеральных властей интересы 16 племен, не считая частных лиц. Написал самую документированную историю борьбы и смерти племени лакота.

У кого золото?

«Знаете, что такое золотые законы? У кого золото, у того и законы». - Марио Гонзалес ел суп из крошечной мисочки, сыпал датами, номерами актов и рисовал на салфетках схему принятия законов, которые за 150 лет лишили индейцев всего.

«Внутри резервации мы свободны. Так принято считать. Ведь нельзя арестовать индейца внутри резервации. Но так было только до 1883 года", - говорит Гонзалес. Тогда случилось громкое убийство: сиу убил сиу. По законам племени потерпевшей семье были принесены подарки, и тему закрыли. "Но в Вашингтоне не могли такое пережить: как это так? Убийца на свободе, да еще индеец. И конгресс принял в 1885 году определение, что индейцы подлежат федеральному суду. Штат вмешиваться не может. Но ФБР, армия, ЦРУ - пожалуйста. Уголовные преступления - в ведении федералов. Белые не подлежат суду в резервации; если они там совершили убийство, мы их арестовать не можем. А так мы, конечно, свободны». - Гонзалес ведет борьбу уже 35 лет.

«Что с нашей землей? Вот пример Аляски - самый прозрачный. Пока она была русской, земля была у племен. Ее не делили. Когда Аляска отошла к США, из 360 млн акров племенам оставили 44 млн, 100 млн достались штату Аляска, 216 млн остались в федеральном ведении. В 1971 году правительство выплатило племенам $900 млн за 316 млн отобранных акров - меньше чем по $3 за акр! Странный расчет. Ведь землю меньше чем по $300 за акр купить нельзя, - замечает Марио. - Сенатор Стивенс разработал этот акт 1971 года, он до сих пор представляет Аляску. Это игра в наперсток: выиграть у правительства невозможно».

Индейца можно наказать дважды

В городке Кайл внутри резервации в помещении суда несколько пар. Ждут очереди. Доска объявлений. Под табличкой «Уголовные дела» - ни одной записи. В зале заседаний - флаг США и флаг резервации Пайн-Ридж. Индейцы не называют себя сиу. Это от французского слова «су» - обозначает змею. О себе они говорят как о лакота, накота и дакота.

Медсестра Рае Энн Ред Оул пошла учиться на юриста. В октябре прошлого года ее назначили судьей в Кайле. Это большая победа: индейцам трудно получить образование, трудно стать юристами. Только треть жителей имеет хоть какое-то образование.

«Много дел по детской преступности, - говорит судья Энн. У нее ни разу не появляется улыбка на лице, только грусть. - Тюрьма в резервации есть, там 144 человека содержится, больше года редко кто сидит. Наши суды не имеют права рассматривать дела, по которым дают больше года или штраф свыше $5 тысяч. Смертной казни в Южной Дакоте нет. За что сидят? Многие пьют. Могут арестовать за то, что стоит на дороге пьяный».

К нам подходят ее помощники. Они менее скованы судейской этикой: «Если вы не высший класс, то вы все - криминальные элементы. Индейца можно наказать дважды: по закону племени и по федеральному закону».

Помощник судьи Сони Ричардс говорит на лакота, английском и испанском. Индейское имя получил два года назад после автокатастрофы. «Нужна ли нам независимость? - переспрашивает он. - Мы свободны, у нас свобода перемещения, свобода слова. Нет, у меня одна жена, индианка. Я - старейшина племени, не могу жениться на иностранке. Это ведь только голливудский образ индейца таков: бандит, у которого много жен и который мечтает заполучить белую принцессу».

Спрашиваю о деле Леонарда Пелтиера, которого приговорили к пожизненному заключению за то, что в его деревне Оглала при неясных обстоятельствах в 1975 году были убиты два сотрудника ФБР в гражданской одежде. Помощники судьи Энн тогда юристами не были. Квалификационного суждения у них нет, но в резервации уверены, что Пелтиер невиновен.

Позже в больнице я встретилась с сестрой человека, возглавившего комитет борьбы за освобождение Пелтиера. Аретт Блексмит из Оглала - художница, у нее пятеро детей и никаких надежд: «Да, это все было рядом, на виду. Леонард виноват в том, что присутствовал во время убийства на ранчо. Это все, что у них есть. Индейцы тогда стали бороться за свои права. После победы в Вундед-Ни все воспрянули духом. В нашей резервации агенты ФБР за два года убили 64 активиста. Ни одного дела не было раскрыто. Они вторглись на ранчо Леонарда, кто-то по ним стрелял. Найденные гильзы не подходили к оружию, которое было на ранчо. Мой брат ездил к вам в Советский Союз, чтобы Леонарду дали гражданство и убежище в СССР. Но ничего не получилось».

Совет по бизнесу, которого нет

В Кайле построен красивый бизнес-центр. Там много кабинетов, где сидят менеджеры - индейцы и белые.

Индеец Айвон Собал развивает туризм в резервации. Построен мотель, в котором я жила. Летом там до 300 обедов в день, да и зимой хватает приезжих. Но особо привлекательных мест для туристов внутри резервации нет, они все оказались за ее пределами. Разве что индейские радения, церемониальные танцы, на которые можно попасть летом.

Белые покупают билеты, чтобы посмотреть на пляски Солнца. Есть нетуристические танцы, куда чужих не зовут. Там до сих пор юноши проходят обряд самоистязаний для закаливания духа. Рассел Минс, герой обороны Вундед-Ни, и его дети прошли эти обряды.

100 лет назад у лакота было 3,2 млн акров, сейчас - 900 тысяч. Черные холмы, заповедные леса, горячие источники - все это от них отрезали. Советы племен отказались принять деньги в знак компенсации, заявив, что индейская земля - не объект торговли.

«Нет никаких запретных тем. Мы можем говорить обо всем, у нас свобода слова". - Айвон Собал не считает, что индейская тема замалчивается. Книги издаются, фильмы снимаются. "Кто хочет - живет в резервации, кто хочет - уходит. Здесь жить дешевле. А уйти трудно, ведь образование - роскошь. Какой бизнес? - переспрашивает Айвон. - Учителя, врачи, скотоводство. Правда, акции конного рынка упали, невыгодно теперь лошадей разводить".

По его словам, смысл жизни для индейцев - это семья: "Много детей - благо. У меня четверо. Индейцы ведь не делают абортов. Деньги нам нужны, чтобы выжить. Мы не переняли культа денег, как у белых. Черта индейцев - отдавать последнее, помогать ближнему, благородство души. В наших школах не преподают ни историю индейцев, ни язык лакота. Считается, что это хорошо и мы такие же, как все американцы. Но мы ничего не знаем о нас самих".

Как рассказал Айвон Собал, у индейцев нет ни одного представителя ни в сенате, ни в конгрессе, ни в Высшем суде. "Когда Колумб, позор ему, открыл Америку, индейцев было от 9 млн до 15 млн, по разным оценкам. Их убивали, их согнали в резервации, которые стали тюрьмами до 1924 года, эпидемии начались. Истреблены к концу XIX века все, осталось 250 тысяч человек. В Южной Дакоте День Колумба не празднуют. Здесь празднуют День индейцев. Но что толку?» - замечает он.

В США сочувствовать меньшинству - не преступление

Белый Тони Тейлор ездит на работу в резервацию из Небраски второй десяток лет. Он работает на программы для улучшения жизни бедных. Самое безнадежное в мире дело - помогать бедным выбираться из нищеты. «В год мы можем вкладывать около $800 тысяч, это немного. Мы зависим от государства и частных инвесторов. Наши программы помогают людям начинать дело, мы учим, как обходиться с бюрократией", - рассказывает Тейлор. По его словам, у индейцев есть возможности для преуспевания, но много людей находится у черты: есть семьи, где в домах живут по 13-15 человек, спят на полу по очереди, в домах - пустота.

"Рассел Минс предлагает индейцам отделиться. Не знаю, что из этого выйдет. И выйдет ли, - сомневается Тейлор. - Он обладает громадным потенциалом борьбы. Если бы его энергию приложить по-другому, то можно было бы помочь индейцам. Очень многие люди против него, против его идеи. Не потому что они именно против независимой республики, они просто за статус-кво».

Но можно взглянуть на дело и по-другому, шутит Тейлор: «Титаник американского преуспевания вот-вот затонет, и люди Рассела Минса спасаются». Он удивляется вопросу, не опасно ли нам с ним вести такие беседы, рассуждать о республике Лакота, сидя в резервации: «В США не опасно сочувствовать ни одному меньшинству. Я не чувствую никакой опасности ни от правительства, ни от кого еще. С другой стороны, все такие рассуждения и идеи частных лиц - как слону булавочные уколы». Единственное, что в США запрещено, - это говорить о намерении убить президента. Все остальное - свобода слова. Однако не всякое слово получает аудиторию.

Тейлор говорит о судьбах своих подопечных, сетует, что спиртное косит людей сильнее, чем наркотики. Из-за спиртного семьи распадаются, много одиноких мамочек с целым выводком детей, зачастую больных. Безработица и необразованность делает жизнь молодежи бесперспективной, и так поколение за поколением: «Людям просто нечем заняться. Армия - это шанс для многих. Но сейчас идет война в Ираке, это проблема хуже безработицы: индейцы не хотят воевать и убивать. Лучше в "Макдоналдсе" работать, чем быть убитым в Ираке».

Индейцы подарили миру много культурных артефактов, не получив за них ни копейки. Не сумели обратить в бизнес ничего. Скажем, палатки, мокасины, табак. Индейский табак, объясняют мне, не имел вредных примесей. Курение трубки мира на церемонии - как христианская литургия. Так устанавливается связь людей с Богом. Во время курения трубки мира ложь не может быть произнесена: индейцы верят, что лжец испепелится мгновенно. А дым, как говорят индейцы, это наша будущая жизнь.

Колледж племени лакота

Хорошее образование в резервации можно получить здесь, в причудливом заведении на пригорке. Его построили в форме спирали, как вавилонскую башню. Внутри и снаружи здание напичкано микрофонами, которые фиксируют не только кто идет, но и что говорит. В холле - панно, изображающее сонм индейских вождей в небесах над солдатами Второй мировой. Ни одного ученика: всех распустили домой из-за снегопада. Только здесь можно узнать историю и язык индейцев. 10-15% студентов - белые.

В дверях сталкиваюсь с дамой: профессор-индианка спешит домой. У нее четверо детей, ждет пятого, охотно фотографируется, прикрывая живот папками. Президент колледжа - индеец. Вице-президент - белый Джеральд Жиро. На двери у него висит большая ковбойская шляпа. Он наотрез отказывается фотографироваться и с большой опаской разговаривает с заезжим журналистом. Он - приглашенный специалист, ежедневно ездит из Небраски. Явно дорожит этой работой и не хочет ее потерять из-за неосторожного слова.

«Идея о республике Лакота - это провокативная идея. Рассел Минс опытный политик, много лет поднимает эту проблему. Он прекрасный человек, но в резервации много нерешенных проблем. Каких? Например, дискриминация индейцев. Те, кого я знаю, много и тяжело работают, но выбраться из нищеты могут единицы. Нет, со студентами дискуссий на тему республики я не веду", - говорит вице-президент. Он считает, что задумка Минса обречена на то, чтобы вызвать интерес в мире: "И Рассел это знает. В России играют в индейцев? Я тоже играл в хороших индейцев в детстве, как и многие в мире. Но здесь, в резервации, вы найдете много разных мнений о том, надо ли индейцам это все».

«Что?! Вы сравниваете Рассела Минса с Джорджем Вашингтоном? Почему?» - Джеральд Жиро в недоумении. Я не сравниваю, а всего лишь говорю, что оба жили в Америке и оба желали независимости своему народу. Он отсылает меня к специалистам по племенам. И пожимает плечами: как втолковать журналисту, что нельзя смешивать великую историю белого человека и какие-то мелкие устремления индейских активистов?

Черные холмы, Мертвый лес

Так белые назвали индейские места, которые больше не являются частью резервации. Хотя в договоре с племенами было сказано: «Навсегда ваша земля, пока текут реки». Теперь здесь заповедник, курорт с горячими источниками, городок с 80 казино. Эти казино принадлежат белым. В резервации только одно казино, там количество автоматов строго ограничено, здесь - нет.

Дэдвуд - мрачное местечко в расщелине. На въезде табличка: «Несовершеннолетних не обслуживаем». Казино лепится к казино. Автоматы во всех кафе, забегаловках и ресторанах. На улицах ни души, все играют. Выхожу из машины и утыкаюсь в вереницу школьных автобусов. Что это? Это школа. Дети садятся в автобусы и едут по домам как ни в чем ни бывало.

Здесь, в Черных холмах, находится визитная карточка Южной Дакоты - гора Рашмор с четырьмя лицами президентов и музей вождя Бешеная Лошадь. Как-то забылось, что вся Америка была землей индейцев. С XIX века их поместили в резервации, которые стали тюрьмами. С 1924 года тюрьмы открыли, индейцам дали гражданство, а землю стали от них отрезать. Резервации сжимались, как шагреневая кожа. А индейцев становилось все меньше, как и основы их жизни - бизонов. В настоящее время чистокровных индейцев от 260 тысяч до 2,5 млн. Бизонов - 600 тысяч. Их земля всюду, но вернуть себе ее они не могут.

Город Кастор назван в честь генерала, который начал войну на истребление индейцев, уже согнанных в резервации. В суде этого города слушается дело индианки Хани из резервации. Три месяца назад ее остановил белый полицейский, потому что ему показалось, что она не пристегнута и пьяна. Она была пристегнута и трезва, но забыла права дома. И полицейский лишил ее прав. Теперь в суд она может добраться только с кем-то: железных дорог и автобусов здесь нет. Нас таким не запугаешь, правда?

Полицейский дает показания, что она ехала зигзагами. Хани интересуется, почему же он не освидетельствовал ее на алкоголь. Она задает ему вопросы, из которых явствует, что даже видеть он ее не мог, а остановил машину с номерами резервации из ненависти к индейцам. Судья отклоняет вопрос, ненавидит ли он индейцев. Хани считает, что нарушено ее право на свободу передвижения, гарантированное ей Конституцией. Судья обещает вынести решение на следующей неделе. Значит, ей снова придется сюда ехать. Дело на 15 минут - дороги три часа. Кого волнует индейское время? Прав у Хани не будет еще месяц. За пределы резервации не выехать, а в резервации нет никаких магазинов. Нарушена ли Конституция?

Своей очереди ждут заключенные, буквально закованные в ножные кандалы. У одного парня еще и цепь на поясе с розовыми наручниками. Таких же кандальников встретила в больнице в резервации - их привезли лечиться.

Dont worry, make money

В 1942 году в Черные холмы приехал скульптор Корчак Циолковский. В кармане у него было $147. Он взорвал часть горы, вырезал в ней дыру и профиль легендарного индейского вождя Безумная Лошадь, одержавшего победу в Литл-Биг-Хорн. Фото вождя не осталось, потомков у него не было, поэтому скульптор изобразил его на свой вкус - как сильного и гибкого зверя.

«Есть несколько ходульных образов индейцев: либо звероподобные бестии, либо кровожадные убийцы, либо наивные простаки, - говорит молодая индианка Кэти, увидевшая у меня фотографии этого музея. - Белые люди с удовольствием фотографировали наших вождей, наших детей - как интересные природные объекты. Но в истории, жизни, трагедии, языке и земле нам отказано».

Здесь громадный комплекс. Можно лицезреть профиль вождя и его портрет в полный рост. Можно посещать рестораны его имени, отели, учебные и медицинские центры. Там трудится устроенное и довольное жизнью потомство Циолковского. Они с удовольствием рассказывают, как идет бизнес.

Никакой идеи покаяния белых перед индейцами нет, даже для вида. Почему-то над крышей музея реет флаг не только США, но и Украины. Вход - $20. Я иду вместе с индейцами. С них денег не берут. С меня тоже, по знакомству. В сезон один только музей дает в день по $100 тысяч. Ни один цент из них не перепадает индейцам.

В музее развешаны индейские платья, стоит вигвам, есть фотографии вождей. Там нет ни слова о том, как их убивали. Зато много гордых профилей, красивых перьев и парадной амуниции. «В США нет ни одного музея индейцев - их истории, их истребления. В Вашингтоне есть галерея индейского искусства. Они сделали на нашем народе хороший бизнес. Скупают за копейки работы наших мастеров, продают их белым и дорого. Это священные индейские места, из которых они качают деньги. - Мой спутник Говард Ольсен показывает на гору, испорченную заводским силуэтом. - Раньше было золото. Потом золото ушло. Теперь они показывают каменные изваяния наших героев. Непонятно, почему в США, где никогда не истребляли евреев, музеи холокоста повсюду, уроки холокоста в школах. И ни одного музея истребления индейцев. И никаких уроков на эту тему, даже в резервациях». Действительно, почему? «Вот поэтому 11 сентября индейцы не плакали, - говорит Говард. - Мы надеялись, что теперь американцы поймут, каково было другим народам. Но они не поняли. Они по-прежнему считают, что Бог благословил Америку».

«Похорони мое сердце в Вундед-Ни»

Вундед-Ни (по-русски это значит «раненые колени») - маленькое селение в резервации Пайн-Ридж, самое известное в мире из индейских мест. С дороги видно кладбище на холме и деревянную католическую церковь. Бедная каменная изгородь, убогая решетка с кумачовым лоскутом. Небольшой мраморный обелиск на месте ямы, куда свалили убитых в декабре 1890 года. Бедные могилки с покосившимися крестами, бумажными цветами. Упавшая ограда.

У подножия холма - остов индейской палатки и круглое здание: мемориал в честь индейской победы 1973 года, когда Расселу Минсу и его товарищам удалось прорвать вековой заговор молчания вокруг индейцев. Так Вундед-Ни прославилось на весь мир дважды - трагедией и победой.

В декабре 1890 года индейцы собрались здесь, в глухом месте, на пляску Солнца. Белые запретили все ритуалы: поняли, что религиозные церемонии поднимают дух индейцев, делают их, и так не боящихся смерти, бесстрашными. Тысячи семей пришли сюда, разбили лагерь и ждали начала церемонии. Войска окружили лагерь, обыскали, нашли две винтовки и начали расстреливать безоружных. Более 300 женщин и детей погибли в этой бойне. Вместе с войсками пришел фотограф: его снимки запечатлели подвиг армии - сотни убитых и замерзших безоружных людей.

В официальной истории США это все называется сражением. 17 солдат были представлены к орденам за мужество. 29 погибли от «дружественного огня». Ни одна индейская пуля не угрожала им в тот день. Между тем они похоронены на мемориальном кладбище в Черных холмах рядом с ветеранами Первой и Второй мировых войн.

В 1973 году Рассел Минс и его товарищи вырыли окопы на поле той бойни и заняли оборону высоты. Они сделали это в знак протеста против непризнания геноцида индейцев в США. Два месяца подразделения ФБР не могли взять их штурмом. На 61-й день индейцы сложили оружие и объявили о своей победе. Весь мир узнал об этом.

Умирающая от рака 48-летняя Аретт Блексмит, с которой мы поговорили в больнице, рассказала о продолжении. ФБР жестоко отомстило индейцам: убить и посадить в тюрьму оборонявшихся им не удалось. Их оправдали. Но в течение двух лет агенты ФБР убивали активистов - 64 человека. В 1975 году они обвинили Леонарда Пелтиера в убийстве двух агентов. Его схватили и дали пожизненное. Ни одна апелляция по делу Пелтиера не была удовлетворена, хотя у обвинения нет ни одного доказательства его вины.

Мертвые - как часовые

В Вундед-Ни в теплый сезон ежедневно приезжают по 40-100 человек. Иностранцы и американцы. Никаких билетов нет. Здесь все бесплатно - по стенам несколько десятков фотографий, вырезки из газет, рисунки детей. Директор музея, участник обороны 1973 года Гарри Роланд греется возле дровяной буржуйки.

«Никто в США никогда не просил прощения у индейцев. Солдаты до сих пор считаются героями, хотя они были настоящими террористами, напавшими на мирных женщин и детей. За две недели они убили трех великих вождей. Только здесь похоронены 350 человек. Еще 75 умерли от ран в Пайн-Ридж. Еще около 50 смогли уйти дальше, но погибли от ран и голода". Гарри Роланд говорит медленно, с трудом, ведь эти мертвые - их мертвые. Он сам - ветеран Вьетнама, его отец и дядя - ветераны корейской войны. "Мы честно защищали интересы США и ничего за это не получили. Среди индейцев больше всего ветеранов: 150 тысяч, почти каждый мужчина служил», - продолжает Роланд.

Его предки пришли к вождю Красное Облако с севера, когда людей выдавливали с их земель. Генерал Кастор начал зачистки в 1877 году. Белые уничтожили миллионы бизонов. Индейцы умирали от пуль, болезней, неволи и пищи белых людей, которая действовала хуже эпидемии.

В 1973 году Гарри Роланд, ветеран Вьетнама, сидел с Расселом Минсом в окопах на этом самом месте: «Нас обстреливали из 50 пулеметов, ФБР и ЦРУ стянули технику. Они разрушили до основания, взорвали и сожгли церковь. Так им была противна свобода, которую провозгласила нация индейцев. С тех пор мы не прекращали борьбы. В 1988 году мы прошли маршем в штат Монтана и потребовали переименовать парк имени генерала Кастора. Мы победили. В сентябре 2007 года ООН признала права национальных меньшинств на независимость. 17 декабря, спустя 34 года после событий в Вундед-Ни, мы послали в госдеп США документы о прекращении зависимости. Они должны сесть и вести переговоры, вернуть нашу землю и признать независимость».

Гарри Роланд уверен, что другие племена и государства их поддержат. Он напоминает, что ООН в 1948 году приняла резолюцию против режимов, ведущих геноцид. США подписали ее только в 1988 году при Рейгане.

«Все страны, подписавшие резолюцию, должны быть против геноцида, должны его осудить, и США не исключение", - говорит Роланд. Он больше не является гражданином США. По его словам, в Лакота разведана нефть, уголь, компании предлагали деньги за месторождения в Плохих холмах: "Племя отказалось. Ведь компании платят копейки, а миллионы забирают себе. Мы страдали 150 лет. Нам нечего есть и не на что жить. Мы должны были умереть в тюремных лагерях, потом - в резервациях, чтобы не мешать белым. Но мы выжили. Мы больше не вооружаемся. Мы действуем мирно и по закону. Пайн-Ридж - вторая по величине резервация после Аризоны. Здесь живет 400 тысяч человек. Нас уже поддержали 480 семей, а это большие сообщества».

С точки зрения Роланда, правительство США - на сегодня худший террорист в мире. "Те иммигранты, кто стремится в США, пребывают в иллюзии. Правители США хотят извлечь все ресурсы из земли, вытянуть все силы из людей, вот и вся их политика. - Гарри подбрасывает в печку дров. - Индейцы открывают правду о США. Здесь до сих пор существует колониальный апартеид, хотя всему миру США обещают демократию».

Родство наших душ

В деревне Оглалажил Леонард Пелтиер. Старые дома сломали. Построили новые - под аренду. Добротные дома на три спальни. В российской глубинке такие считались бы роскошными. Бедные и безработные платят за аренду $80-100; те, кто работает, по $200-300. В основном дома снимают. Но есть и свои ранчо. Те, где я была, не поражали изысканностью обстановки. Аскетично и предельно рационально.

«Вот дом полицейского. У него много машин, потому что он их любит. А так семья небольшая, - рассказывает житель. - Напротив - дом наркодилера. И вон еще один. Да, все знают, что они наркотики возят. Но никому не нужно, чтобы это прекратилось». Есть дома-вагончики, как у Элли из книги «Волшебник из страны Оз». Есть большие одноэтажные бараки, в них ютятся многие семьи. Самые нарядные строения резервации - церкви. К каждой ведет пандус для колясок инвалидов и стариков.

В столице Пайн-Ридж-Виллидж живет вся беднота. Здесь можно обойтись без машины, телефона, телевизора. До бесплатной столовой дойти пешком, вернуться в свою конуру. Проехала по кварталу полусожженных, полуразвалившихся сараев. Индейцы попросили меня не выходить. Не потому что опасно, а потому что люди стесняются своей нищеты. Здесь есть и спорткомплекс с бассейном для детей, и дом собраний старейшин, и тюрьма, и полиция с флагом США. Машины такие же грязные, как в России. А дороги получше. Хотя лед и снег на них такой же.

Одно дело - перенестись в резервацию из России: как в Прибалтику приехать. Другое дело - из сияющего многокилометрового аэропорта с живой музыкой, чудесами техники и толпами менеджеров.

Резервация - это нескончаемая прерия, холмы и дали. За 150 лет без буйволов холмы поросли кустарником и деревьями. Индейцы смотрят на это без одобрения. Их душа так и не стала оседлой. Не привыкла к четырем стенам. Белые, которые живут в резервации, любят вокруг дома посадить два-три саженца. Мы в России похожи на индейцев в резервации. Только не возьмем в толк, кто же и когда нас завоевал.

Иезуитский колледж имени Красного Облака

Добротное кирпичное здание в окружении кедров и сосен. Такие деревья здесь больше нигде не растут. Такого качества строительства в резервации я не видела. Святой Франциск перед входом, Мария с младенцем в нише под крышей.

«Здесь целый комплекс: выставка, магазин сувениров, спортзал, церковь, колледж, кладбище", - рассказывает преподаватель Джордж. Майки, сумки, кружки с изображением индейцев в перьях. Набор «чисто индейских» трав для воскурений, цена - $6. Книги исключительно о культуре и верованиях индейцев. Никаких огорчительных эпизодов прошлого. Множество этнографических открыток, ведь именно иезуиты изучали, описывали, зарисовывали варварские пляски и быт этих «детей Бога». Крошечные детские мокасины, шитые бисером, надпись на ценнике: «Очень хороший подарок новорожденному». В витринах лежат ряды детской обуви. Как в Освенциме. Только здесь это антиквариат. Съемка запрещена. «О, культура индейцев прекрасно продается!» - искренне радуется женщина в магазине.

Иезуиты неотступно следовали за армией. Они забирали сирот после зачистки и детей от умирающих родителей. Эти дети обряжались в европейское платье, их учили есть вилкой и ножом, спать в кровати, жить в комнате, сажать деревья, сидеть за партой, читать Библию. Благостные фотографии - свидетельства приобщения индейцев к большой культуре белого мира. Они читали Библию и не понимали, почему призыв возлюбить ближнего лишил их всей их жизни, земли, родных. В монахи они не шли. В католическом храме в Кайле служитель сказал мне, что не припомнит ни одного индейца-священника.

Обучение в колледже платное и дорогое. Цену мне так и не назвали. Но заверили, что не многие могут себе позволить здесь учиться. Зато уж если удалось его закончить, появляется шанс вырваться в мир белых, выйти за белого, родить метисов, чьи дети вернутся в резервацию по зову сердца. Или навсегда забудут о ней.

Каждый день, пока я ездила по резервации, встречала кавалькады из 40-60 машин. Это похороны. «Как много людей умирает теперь, - говорит Говард, съезжая на обочину и пропуская скорбную процессию. - Мы хотим, чтобы наши дети перестали умирать».

«Бизоны связаны с индейцами, - говорит Говард, пока мы ездим в поисках бизонов по горам и холмам. - Их можно убить, но нельзя приручить. И они ничего не боятся. Когда приближается ураган, люди, коровы, лошади разбегаются. А бизоны поворачиваются к фронту и держат удар».

В следующем номере читайте интервью с самым знаменитым на сегодня индейцем - повстанцем, борцом за свободу, актером и режиссером Расселом Минсом.

17.02.2008 / НАДЕЖДА КЕВОРКОВА
Материал опубликован в "Газете" №29 от 18.02.2008г.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 18-04, 05:40 
Не в сети
<b style=color:CC6633>Site Admin</b>
<b style=colorCC6633>Site Admin</b>

Зарегистрирован: 27-09, 08:37
Сообщения: 2455
Откуда: New-Siberia
Есть такой сайт:

http://republicoflakotah.com


Последний раз редактировалось Eagle Feather 15-05, 06:13, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 40 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3  След.

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB