Сибирское паувау

форум сибирских индейцев
Текущее время: 23-10, 17:06

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 15 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Сарси и пайюты
СообщениеДобавлено: 22-02, 16:32 
Не в сети
интересуется индейцами
интересуется индейцами
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22-11, 19:56
Сообщения: 42
Всем привет. Долго не объявлялся, учеба замучила, чуть не удушила. Но, врагу не сдаемся.
Вы уж меня извините, если что. Но, больно знать хочется, того что не знаешь. А это связано как раз с этими народами.
Много известно про лакота, накота, дакота, кроу, чернонигих, апачи итд. Много, это в сравнении с другими, а может для меня, каждый по себе мереет.
Но, для меня некоторыми такими лакунами являются народы сарси и пайюты (есть конечно и другие, но пока интересно про них). Я знаю, что сарси были под покровительством черноногих, но вот побольше о них где можно узнать? Может племенное устройство, имена вождей, итд.....тоже касается и пайютов. Буду благодарен

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 22-02, 17:47 
Не в сети
<b style=color:CC6633>Site Admin</b>
<b style=colorCC6633>Site Admin</b>

Зарегистрирован: 27-09, 08:37
Сообщения: 2455
Откуда: New-Siberia
Цитата:
Много известно про лакота, накота, дакота, кроу, чернонигих, апачи итд. Много, это в сравнении с другими, а может для меня, каждый по себе мереет.


Это ты правильно сказал. .... :smile:

Ну, кто знает про Сарси и Пайютов? Присоединяюсь я к Пустоте!.... :smile:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 05-06, 16:18 
Не в сети
<b>из Болгарских индейцев</b>
<b>из Болгарских индейцев</b>

Зарегистрирован: 05-06, 15:10
Сообщения: 149
Откуда: Sofia, Bulgaria
Есть все это (включая имена вождай) в "Indian Tribes of the Northern Rockies", да только немало оно - и переводить, и печатать здесь некогда. Это про сарси. Их уважали, потому что они не знали страха.

А пайюты... Кто их за людей держить вообше?!?... :twisted:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 05-06, 19:00 
Не в сети
<b style=color:CC6633>Site Admin</b>
<b style=colorCC6633>Site Admin</b>

Зарегистрирован: 27-09, 08:37
Сообщения: 2455
Откуда: New-Siberia
Цитата:
А пайюты... Кто их за людей держить вообше?!?...


:lol:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 06-06, 12:20 
Не в сети
<b>из Питерского паувау</b>
<b>из Питерского паувау</b>
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11-01, 16:47
Сообщения: 402
Откуда: Санкт-Петербург
За такой инфой к Блуждающему Духу.

_________________
они пришли к нам с востока...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 13-06, 07:12 
Не в сети
<b>из Сибирского паувау</b>
<b>из Сибирского паувау</b>
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 10-10, 06:14
Сообщения: 79
Пайюты (Paiute) - собирательное название для группы племен Большого Бассейна. По языку родственны шошонам. Белые их называли "диггерами", поскольку те занимались собирательством и выкапыванием кореньев. Характерен конический головной убор, сплетеный из травы, и одеяла из кроличьих шкурок. Интересно, что мужчины часто не удаляли волосы на лице, поэтому на старых фотках они выглядят настоящими бородачами.
Были достаточно миролюбивы к белым.
На русском языке есть информация:
- Индейцы юты и пайюты Большого Бассейна//Североамериканские индейцы. М. 1978.
- Шошоны - сторожевые Скалистых гор (есть и про пайютов).
- Народы Америки. Т. 1. 1956 (отдельный раздел по Большому Бассейну).

Посмотри в англоязычном интернете, там должно быть много информации и фото.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 13-06, 09:00 
Не в сети
<b style=color:CC6633>Site Admin</b>
<b style=colorCC6633>Site Admin</b>

Зарегистрирован: 27-09, 08:37
Сообщения: 2455
Откуда: New-Siberia
Цитата:
Белые их называли "диггерами", поскольку те занимались собирательством и выкапыванием кореньев.


А! ....ну это те самые "корнекопатели" "русского Липса", видимо.... :grin:
Спасибо, Мато, за инфу! .... ты статью сюда скопировать из Народов Америки можешь?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 20-06, 04:20 
Не в сети
<b>из Сибирского паувау</b>
<b>из Сибирского паувау</b>
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 10-10, 06:14
Сообщения: 79
Перо, скопировать не могу, т. к. этой книги у меня нет. Открыл бы ты у себя на сайте нечто вроде архива по различным племенам и народам. Туда и переводы и другую информацию можно было бы складывать.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 20-06, 12:55 
Не в сети
<b style=color:CC6633>Site Admin</b>
<b style=colorCC6633>Site Admin</b>

Зарегистрирован: 27-09, 08:37
Сообщения: 2455
Откуда: New-Siberia
Цитата:
Открыл бы ты у себя на сайте нечто вроде архива по различным племенам и народам.


не, лучше тогда отдельный сайт сбацать.... :smile:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Сарси и пайюты
СообщениеДобавлено: 13-09, 13:52 
Не в сети
уже был

Зарегистрирован: 11-09, 15:44
Сообщения: 3
Откуда: Королев
Плач ворона писал(а):
сарси были под покровительством черноногих, но вот побольше о них где можно узнать?


Canadiangenealogy по Сарси выдаёт следующее:

Sarcee или Sarsi.
От слова сиксика (черноногих) sa arsi, "не хороший".

Еще названия:
Castors des Prairies (Бобры Прерий).
Isashbahatsa, означает "плохие одежды": название кроу.
Suseekoon, название сиксика.
Tco´ko, или Tsu´qos, название кутене.
Tso-Ottine, означает "люди среди бобров". (обратите внимание – читается как Тсооттин)

Сарси был родстенны Sekani и Tsattine - атапаскского лингвистического семейства и вероятно отделились от последних.
(От себя добавлю, что на некоторых ресурсах их или вообще называют «тсаттины (сарси)», или относят просто к североравнинным бэндам секани. ИМХО, всё это – от того, что субарктических атапасков вообще трудно разделять по племенам, т. к. они всегда тусовались отдельными бэндами или даже просто семействами.)

Местоположение.
Когда европейцы впервые встретили их впервые, сарси обычно находились в верхнем течении Саскачевана и Атабаски и далее до Скалистых гор.

Подразделения.
Дженнис (1938) утверждал, что племя состояло из следующих пяти бэндов:
1. Bloods, Klowanga или бэнд Большого Пера, смесь сарси и бладов (кайна – из черноногих).
2. Broad Grass, Tents Cut Down, сокращенные, или бэнд Ребенка Кроу, смесь кри и сарси, имя «Broad Grass» означает – «они прибыли с севера, где трава толста и длинна».
3. People who hold aloof or Crow-Chief's band - Люди, которые держатся отдельно от клана Ребенка Кроу, почти все – чистокровные сарси.
4. Материнский, или старейший клан сарси, частично черноногие, частично сарси.
5. Young Buffalo Robe или бэнд Многих Лошадей, иногда назывались также "Те, кто держатся вместе."

История.
Сарси кочевали севернее Саскачевана, по предположению Дженниса (1938), "возможно с конца семнадцатого столетия". Они впервые были упомянуты Мэтью Кокингом в 1772-73, а после постройки торгового форта Cumberland House, за северным Саскачеваном, стали известны торговцам. В начале девятнадцатого столетии племена региона приобрели лошадей и оружие в достаточных количествах, межплеменная война усилилась до такой степени, что некоторые племена объединялись для взаимной защиты, и сарси присоединились для этой цели с черноногим. Однако, они продолжили страдать от нападений кри и других племен, кроме того, их численность уменьшалась из-за эпидемий, особенно эпидемий оспы 1836 и 1870 и скарлатины в 1856.
В 1877, вместе с черноногими и ассинибойнами Альберты, они подписали соглашение, уступающее их охотничьи угодья правительству Канады, и в 1880 явились, чтобы быть помещенными в резервировацию, где их численность неуклонно снижалась до 1920.

Население.
Муни (1928) предположил, что численность сарси была около 700 человек в в конце 17 века. Маккензи (1801) оценил, что у сарси было 120 воинов в 1801. По данным Томпсона и Генри (1801) - 90 палаток, 150 воинов и приблизительно 650 человек в целом. Джон Франклин (1824) оценил, что они имели 100 палаток. Когда началась их жизнь в резервации, по утверждению Дженниса (1938), они насчитывали 400 – 450 человек, но к 1924 осталось 160.

Сарси всегда отмечались как единственное племя северных атапасков, которое освоило жизнь на Равнинах, хотя вероятно, что они просто представляют более поздний пример адаптации к Равнинам, имевший место в более ранний период с апачами и кайова-апачами соответсвенно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 13-09, 17:28 
Не в сети
<b style=color:CC6633>Site Admin</b>
<b style=colorCC6633>Site Admin</b>

Зарегистрирован: 27-09, 08:37
Сообщения: 2455
Откуда: New-Siberia
Огромное спасибо за интересную информацию!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 07-11, 17:56 
Не в сети
уже был

Зарегистрирован: 11-09, 15:44
Сообщения: 3
Откуда: Королев
Eagle Feather писал(а):
Огромное спасибо за интересную информацию!

Ой, извиняюсь, даже слегка смутился... Всегда рад поделиться информацией... Просто самому было интересно, поэтому и нашёл в сети статью...
Если действительно интересно, размещу свой кривой и слегка сокращённый перевод статьи с сайта accessgenealogy о собственно Секани, от которых и отделились Сарси:

Sekani («обитатели скал»).
Группа атапаскских племен, живших в долинах верховий Пис-Ривер и ее притоков и на западных склонах Скалистых гор Британской Колумбии. Морис говорил, что они были прежде объединены в одно большое племя, но из-за их постоянных перекочевываний разделились на меньшие племена, никак не связанные друг с другом. Хармон (1820) утверждал, что они двигались на восток от Скалистых гор, где сформировалась часть племени, названная Тсаттины. Галлатин (1836) описал их среду обитания как истоки Пис-Ривер. Данн (1844) определил их место расположения в горах около реки Нахани. Уилкс (1845) говорил, что они располагались неподалеку от форта Симпсон. МакЛин (1849) нашел некоторых у озера McLeod в 1849. Ричардсон (1851) определил их место расположения их между реками Stikine и Skeena. Тейлор (1862) описал их как находящихся в горах между озерами McLeod и Connolly. Согласно Хинду (1863) они населяли подножия Скалистых гор северо-западнее Пис-Ривер и часть Новой Каледонии к западу от Скалистых гор, и посещали к форты Данвеган, Халкетт и Лиард. Поуп определил их место расположения к западу от озера Tatlah (наверно - опечатка – озеро Taltan (Талтан)?) в Британской Колумбии. Петитот (1876) говорил, что большинство их было около постов торговли на реке Фрейзер, лишь немногие из них часто бывают у рек Пис и Лиард. Морис (1889) утверждал, что они кочевали по обоим склонам Скалистых гор и по соседнем лесам и равнинам от приблизительно от 54 ° до 60 ° к северу.
Они немного низкорослее, чем представители соседних племен. Морис описывал их как стройных и коренастых, ниже среднего роста, с узким лбом, выделяющимися скулами, маленькими, глубоко посаженными глазами, маленьким подбородком, прямым носом. Петитот описывал их как стройных, более светлокожих по сравнению с соседями, с миндальными черными глазами. Женщины носили кольца в носах.
Благодаря их изолированной жизни в Скалистых горах и их репутации беспощадных и хладнокровных дикарей многие соседние племена их побаивались.
Они не делали палатки, спали в хижинах из веток, плохо защищавших от непогоды. Одежду они делали из шкур горного козла или большерогого барана (бигхорна – bighorn). На ночь они прикрывались подобием одеял из шкур козла, сшитых вместе, которым свойственен очень сильный аромат, хотя менее острый, чем у чайпевайев от их подкопченых шкур лося. Петитот (1891) описываел их наименее разговорчивыми и наиболее замкнутыми по сравнению с соседями.
Они вели исключительно кочевой образ жизни, охотились на американского лося, карибу, рысей, кроликов, сурков, бобра. Они не ели рыбу, считая ловлю рыбы как немужественное занятие.
Их общество было патриархально. У них не было вождей, в вопросах, касающихся охоты, выбора места для лагеря, и перемещений решения принимал совет самых старых и наиболее влиятельных в каждом бэнде (Морис (1893)). Когда человек умирал, его хоронили на подмостках, прикрывая корой березы. Если скончавшийся был влиятельным членом племени, они иногда делали подобие гроба из обработанного полого бревна, которое оставляется на ветвях деревьев. Иногда они оставляли покойника в вертикальном положении в большом дупле дерева. Они сжигали или бросали в реку, или оставляли на деревьях оружие и одежду мертвого человека. Когда член племени чувствовал близкую кончину, во время кочевок или при снятии лагеря его оставляли.
Особенно отмечалась их честность. Торговцы или трапперы на землях секани могли спокойно оставлять свои склады, не опасаясь, что что-нибудь украдут. В случае необходимости, аборигены могли брать со складов порох или пули, или какие-нибудь еще товары, но каждый раз оставляли точный эквивалент в мехах (Morice).
Morice (1893) делил Sekani на 9 подплемен, каждое из которых в свою очередь состояло из множества бэндов, имеющих традиционные охотничьи угодья, пределы которых, в отличие от их соседей, определялись весьма условно.
Племена следующие:
(1) Yutsutkenne,
(2) Tsekehneaz,
(3) Totatkenne,
(4) Tsatkeliie (Tsattine),
(5) Tsetautkenne,
(6) Sarsi,
(7) Saschutkenne,
(8 Otzenne,
(9) Tselone.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 29-01, 11:59 
Не в сети
участник форума
участник форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14-12, 21:53
Сообщения: 12
Black Wolf писал(а):

А пайюты... Кто их за людей держить вообше?!?... :twisted:

:grin: .А как же банноки?Пусть не великие воины,но и не "корнекопатели".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 01-02, 02:44 
Не в сети
<b>из Болгарских индейцев</b>
<b>из Болгарских индейцев</b>

Зарегистрирован: 05-06, 15:10
Сообщения: 149
Откуда: Sofia, Bulgaria
По русски об их писал Герман Дзибель.

http://www.kinshipstudies.org/My%20publ ... oshony.pdf

http://www.kinshipstudies.org/My%20publ ... e-2005.pdf


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 01-02, 11:42 
Не в сети
участник форума
участник форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14-12, 21:53
Сообщения: 12
Большое спасибо(или Спасое болшибо :wink: ,так кажется сказал как-то т.Живков).Cтатья,несмотря на научное загромождение :grin: ,очень интересная.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 15 ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
РейСРёРЅРі@Mail.ru
Создать форум

cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB