Сибирское паувау

форум сибирских индейцев
Текущее время: 29-03, 10:38

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 18 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Легенды
СообщениеДобавлено: 15-02, 22:33 
Не в сети
<b>из Московских индейцев</b>
<b>из Московских индейцев</b>

Зарегистрирован: 25-12, 03:59
Сообщения: 127
Я тут сходила по ссылки Крысьей Шапки посмотрела легенды, достаточно интересные, они на английском, а так как у меня с английским проблем нет решила перевести для народа кто не знает английского. На всякий случай привожу и оригинал, если понравиться пишите переведу хоть все их :smile:

Pawnee

The Cheyennes, like other Indians, do not speak to each other when they are away from the camp. If a man leaves the village and sits or stands by himself on the top of a hill, it is a sign that he wants to be alone, perhaps to meditate, perhaps to pray. No one speaks to him or goes near him.
There was once a Pawnee boy who went off on the warpath to the Cheyenne camp. Somehow he had obtained a Cheyenne blanket. He came close to the camp, hid himself, and waited.
About the middle of the afternoon he left his hiding place and walked to the top of the hill overlooking the village. He had his Cheyenne blanket wrapped about him and over his head, with only a little hole for his eyes. He stood quietly watching the camp for an hour or two.
Men began coming in from buffalo hunting, some of them leading packhorses loaded with meat. One hunter was riding a horse packed with meat while he led another packhorse and a black spotted horse that was his running horse. Running horses are ridden only on the chase or on war parties, and after being used they are taken down to the river to be carefully washed and groomed.
When the Pawnee boy saw the spotted horse, he knew that this was the one he wanted. The hunter led the animal to his lodge, dismounted and handed the ropes to his women, and went inside.
Then the Pawnee made up his mind what he would do. He started down the hill into the village and went straight to the lodge where the women were unloading the meat.
Walking up to them, he reached out and took the ropes of the spotted horse and one of the packhorses. The women fell back, doubtless thinking that he was one of the owner's relatives come to take the running horse down the to the river. The Pawnee could not speak Cheyenne, but as he turned away he mumbled something, "M-m-m-m-," in a low voice, and then walked toward the river. As soon as he had gone down over the bank and out of sight, he jumped on the spotted horse, rode into the brush, and soon was away with the two animals, stolen out of the Cheyenne camp in broad daylight.
Based on a story collected by George Bird Grinnell in the 1880s.

Пауни
Шаены также как и другие индейцы не говорят друг с другом когда они далеко от лагеря. Если человек оставляет лагерь и сидит или стоит один на вершине холма, это значит, что он хочет быть один, возможно для размышлений, возможно чтобы молиться. В это время никто не заговорит с ним, и не пройдет около него. Был однажды пауни мальчик, который вышел на тропу войны и отправился к Шайенскому лагерю. Так или иначе, но он добыл шайенское одеяло. Он подошел близко к лагерю, спрятался и стал ждать. В середине дня он вышел из засады и пошел к вершине холма обойдя лагерь. Он накинул одеяло на голову и оставил только щелку для глаз. Он стоял спокойно наблюдая за лагерем в течении час или двух. Шайены начали возвращаться с охоты на бизонов, некоторые из них вели нагруженных мясом лошадей. Один охотник ехал на лошади нагруженной мясом, в то время как другую черную беговую вел в поводу. Беговых лошадей берут только в преследование или в военных походах, а после ведут на реку где чистят и ухаживают за ними.
Когда пауни мальчик увидел беговую лошадь, он понял что это было тем, что он хотел. Охотник подвел лошадь к его типи отдал поводья женщинам и вошел внутрь. Тогда пауни придумал, что он будет делать. Он спустился с холма в лагерь и пошел прямо к типи где женщины разгружали мясо. Приблизившись к ним он взял поводья беговой и одной из груженных лошадей. Женщины оглянулись, несомненно полагая, что он один из родственников владельца, кто собирается отвести лошадей на реку. Пауни не мог говорить по-шайенски, поэтому он отворачивался и только мычал низким голосом... затем пошел к реке. Как только он спустился достаточно чтоб не быть видимым, он вскочил на беговую лошадь и ехал по берегу, скоро он был уже далеко с украденными лошадями из Шайенского лагеря средь бела дня.
Источник истории: собранные легенды Джоржем Гриннелом в 1880-х

_________________
the wind knows where to find me


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 15-02, 23:32 
Не в сети
<b>из Московских индейцев</b>
<b>из Московских индейцев</b>

Зарегистрирован: 25-12, 03:59
Сообщения: 127
Cochiti

Они жили в Аматсуше, Старый Американский Волк со своей женой на одной стороне холма, и Старый Бобер со своей женой на другой. Они ходили в гости к друг другу каждый вечер. Однажды вечером шел снег и были большие сугробы... Старый Американский волк сказал своей жене: "Я пойду к брату Старому Бобру и приглашеу его охотиться, и распланируем обмен наших жен". Когда Старый Американский Волк пришел к Бобру он приветствовал его. Бобер поприветствовал его в ответ и предложил войти и сесть. Они сели вместе перед огнем чтобы покурить. После Старый Американский Волк сказал: "Я пришел к тебе предложить поохотиться. Если мы убьем зайцев мы принесем их нашим женам. Я принесу твоей, а ты можешь принести моей". "Хорошо" - ответил Старый Бобер. "Ты пойдешь первым" - сказал Старый американский Волк. "Нет, это твоя задумка, ты пригласил меня" - упорствовал Бобер. "Хорошо, я пойду рано утром" - сказал Американский Волк, а жене Бобра добавил: "Утром я собираюсь идти охотиться для тебя". "Хорошо. Я буду петь песню, чтобы ты убил
много зайцев" - ответила жена Бобра. На следующий день жена Бобра начала готовить ужин, чтобы он был готов к возвращению Америкаского Волка. Старого Американского Волка не было целый день... Наступил вечер, но он не возвращался. Сидя у огня жена Бобра все ждала и ждала... Она стала петь песню: "Старый Американский Волк, Старый Американский Волк приди в моем видении и говори со мной. Ai-ooai-oo. Старый Бобер сказал своей жене: " О чем ты поешь? Он не убет ничего, потому что он плохой охотник". Американский Волки и правда не убил ничего, а жена Бобра все ждала и ждала его, но Американский Волк так и не пришел. На следующий день была очередь Старого Бобра идти охотиться. Он пошел и сообщил жене Старого Американского волка, чтобы она ждала его, поскольку он собирается идти охотиться на зайцев для нее. "Хорошо" - сказала она. И он убил так много зайцев, что едва дотащил их. Утром Бобер вошел в дом Американского Волка и сказал: "Жена Американского Волка, вот зайцы" Она забрала их и поблагодарила.. Они прошли вместе во внутреннюю комнату, а Американский Волк остался в передней комнате и был сердит. Они оставили ему его ужин, а сами пошли к кровати. Старый Бобер стал иметь жену Американского Волка, жена несколько раз вскрикнула и Старый Американский Волк не выдержал: "Старый Бобер не травмируйте мою жену!" Но жена ответила: "Замолчи Американский Волк! Мне очень нравится это, потому я и кричу". Когда Бобер закончил он ушел, но перед уходом он сказал Американскому Волку: "Мы не будем держать плохие чувства против друг друга, это была твоя идея. Я буду всегда ждать тебя в моем доме, всякий раз, когда ты захочешь придти ко мне". И они остались добрыми соседями.

Запись была сделана Рут Бенедиктом в 1931 году

да уж легендочка... не предлагай то, в чем неуверен :grin:

_________________
the wind knows where to find me


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 16-02, 00:41 
Не в сети
<b>наш друг</b>
<b>наш друг</b>
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18-11, 14:08
Сообщения: 167
Откуда: РФ, Москва/Украина, Луганск
Какой борзый Пауни... :smile:

Вторая легенда вообще чудная :lol: :lol: :lol: :lol:

_________________
"У нас многое есть, еще больше можно купить.
Но голос сердца и единодушие – вещи бесценные."


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 16-02, 12:20 
Не в сети
<b>из Питерского паувау</b>
<b>из Питерского паувау</b>
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11-01, 16:47
Сообщения: 402
Откуда: Санкт-Петербург
Хорошие легенды.

_________________
они пришли к нам с востока...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 19-02, 02:36 
Не в сети
участник форума
участник форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 29-01, 15:45
Сообщения: 10
Откуда: Moscow
Unchida
Спасибо. Интересно почитать. :grin:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 25-02, 23:54 
Не в сети
гость
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22-01, 13:56
Сообщения: 1
Откуда: Питер
Интересные легенды:)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 26-02, 20:35 
Не в сети
<b style=color:CC6633>Site Admin</b>
<b style=colorCC6633>Site Admin</b>

Зарегистрирован: 27-09, 08:37
Сообщения: 2455
Откуда: New-Siberia
Хотел бы спросить у Унчиды, что это за ссылка Крысьей Шапки?.... :smile:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 21-04, 00:04 
Не в сети
<b>из Украинских индейцев</b>
<b>из Украинских индейцев</b>
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20-12, 05:04
Сообщения: 21
Откуда: Украина->Киев
Честно говоря, я не регламентировал эту ссылку как мою)
Я даже не помню, где я её нарыл,по-моему, где-то здесь или на форуме ПВХайвей)))
Сама ссылка вот:
http://home.online.no/~arnfin/native/lore/index0.htm

_________________
Ma a kis' hi ve'ist i wan'i na e'ho ho wan'i


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 24-04, 04:59 
Не в сети
<b>из Московских индейцев</b>
<b>из Московских индейцев</b>

Зарегистрирован: 25-12, 03:59
Сообщения: 127
Тэва

Тогда была большая засуха. Дождь уже не приходил много дней. Зерновые посевы умирали и вода в озере быстро уменьшалась. Люди молились Великому Духу. Это было обязанностью для людей-рыбы и они все собрались в Кива, чтобы молиться и принести жертвы богам дождя. Церемония прошла быстро и люди оставались в Кива ждать дождя. Женщине по имени Фи-не-ни дали обязанность кормить людей-рыбы, что она и делала каждый день в полдень. Так как люди участвовали в священной голодовке, она давала им только небольшое количество еды и несколько капель воды. На третий день ночью один мужчина не смог выдерживать эти испытания. Когда другие пошли спать, он прокрался к выходу из Кива и побежал к ближайшему озеру. Там он пил и пил, глотая всю воду о которой он мечтал в течении трех дней. После того как он напился до отказа, он возвратился в Кива. Он шел медленно и тихо ступал по лестнице, чтобы не быть услышанным. Но однако на пол пути между крышей и этажом он взорвался. Вода лилась из его головы, глаз, рта, тела, рук и ног. Когда это случилось люди, которые были внутри Кива, превратились в рыб, лягушек и разного рода водных животных, а Кива заполнилась водой. На следующий день, в полдень, женщина, которая отвечала за кормление людей, пошла в Кива. Она не могла поверить своим глазам в то, что она увидела: вода поднималась из Кива прямо в воздух, и в этом потоке были рыбы, лягушки, угри змеи и утки. Печально, с корзинкой в руке, она медленно возвращалась к деревне. Первый дом в который она пошла, был, бедной старой пары. Она поставила свою корзину в центр комнаты и тихо села возле помольного камня(от слова «молоть»). После первого удара камня она так же превратилась в змею. Видя это, старик и его жена сказали: «Что-то ужасное случилось в Кива».. Старик побежал чтобы выяснить, что случилось в Кива и прибежав он увидел уток, бобров и лягушек плавающих в воде перед Кива. Старик знал, что это было плохое предзнаменование для людей деревни. Когда он вернулся домой, он сказал своей жене: «Один из людей подвел нас и теперь все кто там был, превратились в уток, лягушек, угрей, змей и бобров». «Мы больше не можем жить здесь». Жена ответила: «Ты должен позволить нашим людям знать об этом. Мы так же должны взять с собой эту змею и отнести нашего друга Фи-не-ни, к тому месту, которому она принадлежит теперь. Старуха подготовила корзинку, заполненную синим фуражным зерном и положила туда змею. Муж взял корзинку и направился к востоку, где была нора змеи. В доме змей, он покормил их синим фуражным зерном. Одна за другой все виды змей поели. Тогда он положил Фи-не-ни среди других змей и сказал ей: «Я принес тебя, чтобы ты жила здесь. Ты теперь молодая Леди Змея и с помощью Великого Духа, ты теперь будешь жить среди твоего собственного вида. Я даю тебе мое благословение» Другим змеям он сказал: «Я принес вам сестру, примите ее к себе» Змеи начали виться вокруг Фи-не-ни, а старик поднялся и ушел со слезами. Дома старая пара плакала снова… и они сказали их людям, что закон требует, чтобы они уходили с этого места O-Ke-Owin, и искали другое место, чтобы жить.
Теперь вы знаете, почему мы живем по сей день на этом месте. Трагедия, которая произошла в O-Ke-Owin, вынудиа наших людей уйти в Xun-Ochute, который называется теперь Сан-Хуаном

Рассказано в Сан-Хуане Пуэбло в Нью-Мексико, в начале 60-х и переведено с Тева Альфонсо Артизом.

_________________
the wind knows where to find me


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 24-04, 05:09 
Не в сети
<b>из Московских индейцев</b>
<b>из Московских индейцев</b>

Зарегистрирован: 25-12, 03:59
Сообщения: 127
Оджибва

Прежде чем был мужчина на земле, были две женщины, старуха и ее дочь, были единственные люди на земле. Старуха не задумывалась о мужчине. Тогда Ahki-Земля тоже была похожа на женщину, но не на ту, что теперь, потому что деревьев и многих животных еще не было. Однажды молодая женщина, дочь, взяла корзину, чтобы идти за ягодами. Она собрала достаточно ягод и возвращалась домой, когда поднялся внезапный порыв ветра и ее платье, поднялось, высоко обнажая ее тело. Луч Geesis-Солнце упал на короткий миг на обнаженное место, и вошел в тело молодой женщины, хотя она и не заметила этого. Она только почувствовала порыв ветра и не обратила на луч особого внимания. Прошло время и молодая женщина сказала старой: «Я не знаю что, но что-то творится со мной» Время шло, и живот молодой женщины становился все больше. Она сказала старухе: «Что-то перемещается внутри меня, что это может быть?» «Когда ты шла по ягоды ты встречала кого-нибудь?» - спросила старуха. «Я не встретила никого, единственная вещь, которая случилась, был большой порыв ветра, который поднял мое платье и на обнажившееся место упал луч солнца» Старуха сказала: «Я думаю, ты собираешься иметь ребенка, и солнце является единственным, кто мог сделать это. Так что ты будешь мать ребенка Солнца.» Молодая женщина родила двух мальчиков, оба были «manitos» - (супер натуральными). Они были первые человеческие мужчины на земле, сыновья Geesis, сыновья Солнца. Молодая мать сделала люльку и положила обоих близнецов в нее, она вешала ее или носила ее у себя за спиной, но никогда не позволяла близнецам коснуться земли. Почему она так делала? Старуха запрещала ей? Никто не знает. Если бы она поставила люльку на землю, младенцы пошли бы, с момента их рождения, подобно детенышам оленя. Но так как мать не позволяла им касаться земли в течении нескольких месяцев, теперь все младенцы начинают ходить только после года или около того. Это была ошибка той молодой женщины. Один из близнецов был Каменный Мальчик, Скала. Однажды он сказал матери: «Положи меня в огонь и нагрей меня, пока я не стану раскаленным» Она так и сделала. Он сказал: «Теперь налей холодную воду на меня» Она выполнила и эту просьбу тоже. Другой мальчик по имени Wene-Boozhoo, был подобен всем остальным человеческим мальчикам. Он стал могущественным и мог делать любое. Он даже мог говорить с животными и дал им их названия.

Рассказано David Red Bird в Нью-Йорке в 1974.

_________________
the wind knows where to find me


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 25-04, 15:14 
Не в сети
<b>наш друг</b>
<b>наш друг</b>
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18-11, 14:08
Сообщения: 167
Откуда: РФ, Москва/Украина, Луганск
:smile:

_________________
"У нас многое есть, еще больше можно купить.
Но голос сердца и единодушие – вещи бесценные."


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 05-08, 00:12 
Не в сети
<b>из Московских индейцев</b>
<b>из Московских индейцев</b>

Зарегистрирован: 25-12, 03:59
Сообщения: 127
Черепаха и олень

Однажды ползла черепаха вдоль берега и повстречала оленя. Олень посмотрел на нее презрительно и говорит: “Эй ты, коротконогая, давай побежим наперегонки!” – “Что ты, – засмеялась черепаха, – разве тебе за мной угнаться!” Но олень был уверен в своей победе. “Пусть каждый из нас, – сказал он, – заранее проложит себе путь, и мы побежим”. – “Будь по-твоему!” Олень проложил себе в траве прямую и длинную дорогу. Черепаха же выбрала старую и почти заросшую боковую тропинку. Потом они условились встретиться здесь на следующее утро и разошлись.
Вечером черепаха созвала всех своих родичей и рассказала им о споре с оленем. На семейном совете было решено, что черепахи заранее пойдут на место и залягут вдоль всего оленьего пути на некотором расстоянии друг от друга. Если же олень окликнет черепаху, то ответит ему та, которая будет к нему ближе всех.
На другой день рано утром черепаха и олень встретились на условленном месте и побежали. Через некоторое время олень остановился и крикнул: “Коротконогая, где ты?” – “Я тут”, – раздалось впереди него. Олень побежал быстрее. Немного погодя, он снова окликнул черепаху, и опять она отвечала откуда-то спереди. Тогда он припустился быстрее. Он бежал и бежал, но каждый раз слышал возле себя голос черепахи, который раздавался то спереди, то немного сзади, то совсем рядом.
Олень собрал последние силы и помчался так быстро, как только мог. Наконец он не выдержал и бездыханным свалился на землю, так и не перегнав черепахи. А на том месте, где он умер, вырос оленник, то самое растение, что помогает охотиться на этих быстроногих животных.

_________________
the wind knows where to find me


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 04-12, 11:33 
Не в сети
участник форума
участник форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16-11, 23:20
Сообщения: 14
Откуда: Слева.
Не знаю, все или не все хайвэй читают, поэтому выложу еще и здесь современную навахскую байку или случай из навахской жизни. Навроде анекдота для понятия настроения. Нашел ее на сайте с легендами навахо. Переводить точно такое нельзя, поэтому вольный пересказ.

Навахо и астронавты.

В 60-х годах прошлого века НАСА проводило тренировки астронавтов перед их высадкой на Луну возле резервации навахо. Пейзаж похожий. Техника всякая непонятная, люди в скафандрах...
Тут подходят к ним двое навахов, отец и сын. Отец английского не знает. Сын переводит, что, мол, папаша интересуются, а что это за существа такие тута ходют?
Ну, бравые американцы объяснили на полном серьезе, что дедушке волноваться не надо, они самые обычные хорошие американские парни, на Луну лететь собираются.
Но дедушка разволновался еще больше и попросил его послание лунатикам передать.
"Вау", - сказали хорошие американские парни, - "Грейт айдиэ!" То есть, идея им понравилась. Сунули элдеру под нос микрофон и записали речь мудрого наваха. А потом спросили у его сына, а чего это деда сказал, не ляпнул ли чего... Но сынок переводить отказался.
Ломанулись они в резервацию. Там хитрые навахи хихикали и включали дуру, начальника, мол, не понимает наша по-навахски.
Но пособники мирового капитала нашли-таки человека, который не побрезговал их грязными деньгами. Он им выдал деда. Дед предупреждал:
"Парни, вы там приглядывайте за этими... Они пришли забрать вашу землю".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 16-02, 18:36 
Не в сети
интересуется индейцами
интересуется индейцами
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09-02, 21:41
Сообщения: 35
Откуда: Киев, Украина
Легенда про черепаху и оленя очень похожа на сказку про кролика и черепаху или про зайца и ёжика :roll:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 24-06, 18:24 
Не в сети
интересуется индейцами
интересуется индейцами
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09-02, 21:41
Сообщения: 35
Откуда: Киев, Украина
Когда-то давно старый индеец рассказал своему внуку одну жизненную истину.
- Внутри каждого человека идет борьба очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло
– зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь…
Другой волк представляет добро
– мир, любовь, надежду, любезность, истину, доброту, верность.
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил.
- А какой волк в конце побеждает?
Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка и он ответил.
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 26-06, 00:19 
Не в сети
<b>наш друг</b>
<b>наш друг</b>
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18-11, 14:08
Сообщения: 167
Откуда: РФ, Москва/Украина, Луганск
" Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь."
:good:

_________________
"У нас многое есть, еще больше можно купить.
Но голос сердца и единодушие – вещи бесценные."


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 18 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB